Памятка "Безопасный интернет"
Научите детей грамотно использовать информацию. Школьник должен:
• уметь оценивать качество и достоверность получаемых им информационных сообщений;
• ориентироваться в медиапространстве;
• приобретать и совершенствовать навыки анализа информации;
• грамотно осуществлять навигацию в интернете;
• соблюдать правила сетевого общения;
• бороться с эффектами медиавирусов и интернет-аддикции;
• критически осмысливать информацию;
• создавать собственные тексты на языке СМИ.
Памятка безопасности для учеников
1. Не указывай ни на каких сайтах свое настоящее имя и фамилию. Придумай себе имя для сети (ник) и подбери картинку-аватар, которая на тебя не похожа.
2. Не размещай личную информацию в интернете (номер мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес, свои фото и фото семьи и друзей).
3. Не добавляй незнакомых людей в друзья в социальных сетях, Viber, WhatsApp и т. п. Не оставляй свои контакты на случайных сайтах.
4. Выкладывай только ту информацию, при помощи которой тебя нельзя обидеть или оскорбить.
5. Не копируй и не размещай в сети материалы, автором которых является кто-то другой.
6. Если получил спам (письмо от незнакомого человека), не открывай его и не отвечай – такие письма посылает робот, там может быть вирус. В любом случае ничего интересного и полезного там не будет.
7. Проверяй все файлы из интернета с помощью антивирусной программы.
8. Не встречайся в реальной жизни с людьми, с которыми познакомился в интернете, если рядом с вами нет родственников. Помни, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают. Если виртуальный друг тот, за кого он себя выдает, он поймет, и не будет настаивать на встрече без взрослых.
9. Расскажи учителям или родителям, если тебе приходят письма с неприятным и оскорбляющим содержанием, кто-то вскрывает твои дневники или преследует тебя на форуме. Обычно агрессивные незнакомцы оставляют в покое, если не обращать на них внимания и не отвечать.
10. Сообщи взрослым, если в сети кто-то обижает или угрожает.
Памятка безопасности для родителей
1. Расскажите ребенку о возможных опасностях сети (вредоносные программы, небезопасные сайты, интернет-мошенники) и их последствиях, прежде чем позволить пользоваться интернетом.
2. Наладьте доверительные отношения с ребенком, тогда он сам будет рассказывать, с какими проблемами сталкивается в сети. Главный принцип при этом: доверяй, но проверяй.
3. Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в интернете. Попросите научить пользоваться приложениями, которыми вы не пользовались ранее.
4. Научите ребенка не открывать вложения, присланные с подозрительных и неизвестных адресов. Напомните, что не стоит верить тому, что содержит спам, и ни в коем случае нельзя отвечать на него.
5. Помогите детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в интернете (номер мобильного телефона, домашний адрес, название/номер школы, личные фото). Любой человек в интернете может это увидеть и использовать во вред ребенку.
6. Объясните ребенку, что при общении в интернете (чаты, форумы, сервисы мгновенного обмена сообщениями, онлайн-игры) и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя. Помогите выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.
7. Расскажите, что далеко не все, что ребенок может прочесть или увидеть в интернете, – правда. Приучите его спрашивать или перепроверять то, в чем он не уверен.
8. Объясните, что при общении с другими пользователями надо быть вежливым и дружелюбным.
9. Научите правильно реагировать на обидные слова или действия в интернете: не стоит общаться с агрессивно настроенными пользователями. Оскорбления из сети не должны перейти в реальную жизнь ребенка.
10. Помогите понять, что некоторые люди в интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Не позволяйте ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека.
11. Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в интернете.
12. Не нарушайте сами тех правил, которые должен соблюдать ваш ребенок. Помните – он во всем берет пример с вас.
Когда маленькие дети начинают осваивать Сеть, остальные члены семьи должны служить для них примером.
Расскажите детям о недоверии к неизвестному собеседнику и конфиденциальности. Если на сайте необходимо, чтобы ребенок придумал себе логин или так называемое «имя пользователя», помогите ему выбрать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации.Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный контент, и полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым.
Использование даже специальных детских социальных сетей или детских
многопользовательских игр позволяет ребёнку общаться с неизвестными участниками, среди которых могут оказаться не только дети, но и социально-нежелательные личности.
Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в Сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.
Итак, резюмируем всё вышеизложенное.
1.Перед первым выходом вашего ученика в Интернет как можно четче оговорите правила пользования сетью. Обсудите с ребенком, куда ему можно заходить (возможно, на первых порах стоит составить список сайтов), что можно и что нельзя делать, сколько времени можно находиться в Интернете.
2.Сообщите ему о том контроле, который вы намерены осуществлять:
проверка посещенных ребёнком страниц, контроль времени, проведенного в Сети, проверка адресов электронной почты. Объясните ребёнку, что вы доверяете ему и заботитесь о его безопасности.
3.Договоритесь с ребёнком о соблюдении им следующих правил: сообщить родителям свое регистрационное имя и пароль, если ребенку разрешено участвовать в чатах или блогах, e-mail адрес и пароль почтового ящика; никому, кроме родителей, эти сведения сообщать категорически нельзя; не сообщать без разрешения родителей для каждого отдельного случая личную информацию (домашний адрес, номер телефона, номер школы, место работы родителей);не отправлять без разрешения родителей свои фотографии или фотографии членов семьи другим людям через Интернет; сразу обратиться к родителям, если ребенок увидит нечто неприятное, тревожащее, угрожающее на сайте или в электронной почте; не соглашаться лично встретиться с человеком, с которым ребенок познакомился в сети; если кто-то предлагает ребенку какой-то необычный "секрет" -тут же сообщить об этом родителям; не скачивать, не устанавливать, не копировать ничего с дисков или из интернета без разрешения родителей на каждый отдельный случай; не делать без разрешения родителей в интернете ничего, что требует оплаты; проявлять уважение к собеседникам в интернете, вести себя так, чтобы не обидеть и не рассердить человека.
4. В течение некоторого времени сопровождайте ребенка в его путешествиях по сети для того, чтобы убедиться, что ребенок соблюдает ваш уговор.
5.Периодически проверяйте в браузере журнал посещённых ребёнком интернет-страниц. Конечно, журнал можно очищать, но не всякий ребенок это умеет делать.
Самое главное – приучать детей не «проводить время» в Интернете, а активно пользоваться полезными возможностями сети.