Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
19 | 04 | 2024
Школа
Детский сад
Полезные ссылки

 
 

Дошкольник в кругу семейного чтения

ДОШКОЛЬНИК В КРУГУ СЕМЕЙНОГО  ЧТЕНИЯ.

Л.Л.Санина,

старший воспитатель.

Фольклор – это художественная педагогика, воспитание словом, музыкой, движением и ритмом. С рождения ребёнка,колыбельные песенки, потешки и пестушки, настраивают его на определенный музыкально-поэтический лад. Но сегодня, это  не всегда можно наблюдать в семьях. Приходит  ребенок с 3 лет в детский сад и не умеет слушать сказки, не реагирует на произведения фольклора.  А самое главное, он зачастую и очень плохо разговаривает. Речевой аппарат ребенка не подготовлен к произношению звуков, так как в сегодня в семьях  другие средства общения - интерактивные, выходят на первый план.  

Раньше было по-другому. Самые обыкновенные «потягушеньки» сопровождались песенками-приговорками. «Ладушки», «Сорока-белобока» - это наилучший способ координации движений и развития мелкой моторики (детская аэробика).  Скороговорки очень хороший способ развития речи в кругу семьи, т.е. народная логопедия, где всё основано на ритме и на поэтическом слове. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих свистящих, сонорных часто слышатся в песенках «Ладушки», «Чики, чики, чикалочки…», «Петушок-золотой гребешок» и т.п. Малые формы фольклора осваивались детьми в семьях ещё до прихода в детский сад.


 Особенно много радости доставляют малышу игровые песенки со взрослыми.

Взрослые приучают вслушиваться в звуки речи, улавливать ритм.  «Идёт коза-рогатая», «Кошкин дом» - это последующие ступенинародного художественного воспитания, первые уроки детского театра зверей, пантомимы. А в результате  к  2-3 годам ребёнок был вполне подготовлен к восприятию произведений фольклора, к словотворчеству. Приходя в детский сад, он слушал и повторял за воспитателем уже знакомые ему песенки и потешки. Всё это вызывало у него радость и интерес. Малыш дома, вместе с мамой,  сделал первые шаги в мир музыкально-поэтического творчества, получил представления о ритме и рифмах.

Поэзия колыбельных песен, потешек, скороговорок, закличек, считалок закладывала основы эстетического воспитания у детей, сказочная проза – основы нравственного поведения. Но в сказках любое нравоучение скрыто и ненавязчиво. Всё учтено в фольклоре народа – психология детей, особенности детского восприятия и логики. Основной приём нанизывания повторяющихся диалогов, сцен, эпизодов в сказках «Колобок», «Репка», «Теремок» способствует запоминанию текстов и создаёт иллюзию движения. У детей сохранялся  и поддерживался  в семьях интерес к русским народным сказкам.


Фольклор – это школа и патриотического воспитания уже с детских лет в семье. Ребёнок растет от колыбельных и до былин: от первых шагов по земле до осознания кровной связи с родиной в образах былинных богатырей, защитников земли русской «Ильи-Муромца», «Михайло-богатыря».

В жизнь детей в семье входят постепенно произведения классиков русской литературы, сказки зарубежных авторов. Дети всегда с удовольствием заучивают стихи и потом рассказывают их в детском саду.

В семьях, где есть книги и где их читают малышам перед сном и в свободное время, дети сами испытывают желание взять книгу в руки, полистать, рассмотреть картинки, а затем появляется желание прочитать самостоятельно. Многое зависит и от того, как сказки и  рассказы будут прочитаны детям, насколько глубоким окажется проникновение родителя в текст, насколько выразительно донесёт он образы персонажей, придаст им моральную направленность,  остроту ситуаций и своё отношение к событиям. 

Надо помнить, что при первом прочтении детям их впечатления бывают  неточные. При повторных прослушиваниях впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний возрастает, так как ребёнок  всё более приникает в ход событий, яснее становятся для него и образы персонажей, их взаимоотношения и поступки.

Больше всего удаётся захватить воображение ребёнка, если взрослый рассказывает так, будто он сам был участником происходящего или наблюдал за событиями.  Взрослый должен помнить, что ребёнок «живёт вместе с героем» и не стоит своими словами объяснять ребёнку мораль сказки или уточнять содержание  прочитанного. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить и прочувствовать его. Постепенно расширяется круг детского чтения и возрастает интерес к книге как источнику знаний.


Родители должны помнить, что значение художественных произведений переоценить трудно в период первого познания мира и в период формирования личностных черт характера ребёнка. Всё это может быть заложено с ранних лет в семейном кругу, вместе с книгой в руках взрослого.  Ребёнку не будет скучно без телевизора, если в семье ему привили желание читать. Найти ответ на любой вопрос он сможет и без сети Интернет, если родители  научили  общению  с энциклопедией.

2015 г.

 

Статистика
1611613
СегодняСегодня333
ВчераВчера614
На этой неделеНа этой неделе3007
В этом месяцеВ этом месяце12816
Все дниВсе дни1611613
Новое