Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
20 | 04 | 2024
Школа
Детский сад
Полезные ссылки

 
 

Развитие познавательной мотивации у дошкольников

Развитие познавательной мотивации у дошкольников

«Если ребенок в первые 2—3 года своей жизни не открывает через самого близкого, самого дорогого ему человека — мать — весь мир человеческий в том объеме, в каком он доступен детям в этом возрасте, если вместе с ласковым, заботливым, тревожным, мудрым выражением материнских глаз он не слышит тончайших эмоциональных оттенков родного слова,— умственная жизнь его пойдет совсем не так, как она пошла бы при условии правильного материнского воспитания».

В. А. Сухомлинский.

Существует очень важный момент психологической подготовки к школе — выработка мотивации. Ребенок может иметь хорошее общее развитие и уметь управлять собою, но если у него не выработана соответствующая мотивация, дело пойдет трудно.

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

Виды мотивов:

Познавательные мотивы– те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками учебной деятельности: стремление получать знания, стремление овладевать способами самостоятельного приобретения знаний; познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспитание в дошкольном учреждении и др.);

Социальные мотивы– мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших, добиться успеха, престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками;

Мотив достижения успеха— стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.                                                       Переживание успеха и неуспеха в разных видах деятельности вносит свой вклад в отношение ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие. Необходимо развивать у ребенка мотивацию достижения успеха, а стремление избегать неудач, нужно снижать. Процесс обучения должен быть для детей радостным, позитивным, они должны четко знать для чего они учатся, какие у них перспективы и успехи. Все это поможет им развивать мотивацию успеха.   Задача педагогов и родителей не упустить момент, потому что возраст 5-7 лет, самый подходящий для этого. Дети уже достаточно сознательные, и при этом взрослые для них авторитет и эталон.   Самостоятельность детей дошкольного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. 

Мотив избегания неудачи– это такой мотив, когда дети стараются избежать плохой оценки их деятельности и тех последствий, которые она за собой влечет – недовольство воспитателя, учителя, санкции родителей. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация.

Мотив саморазвития— это стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. А.Г. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Наиболее внимательно рассмотрим   познавательную мотивацию;                                         -во-первых, потому чтосреди других видов мотивации познавательная мотивация остается главной.                                                                                                                                                                -во-вторых, потому что дошкольный возраст особо благоприятен для ее формирования.                                                                                                                                                                                  -в-третьих, потому что в выработке этой мотивации взрослые допускают типичные ошибки.                                        Школьное обучение — это приобретение систематических знаний. И если у школьника имеется познавательная мотивация, то удовлетворение от того, что он узнает в школе новое, чего он раньше не знал, будет всегда перевешивать те трудности, которые он может встретить в школе.                                                                                                                                                

Познавательная мотивация и познавательная потребность

В дошкольном возрасте происходит важный переход от познания ближнего окружения к познанию всего окружающего мира. Ребенок 2—3 лет сосредоточен преимущественно на предметах, близко его окружающих. Что такое дверь, как ее открыть и закрыть, а заодно, как не прищемить палец. Что такое ложка и как ею пользоваться? Что такое чашка,  и как из нее? И многое-многое другое.      

Постепенно ближнее окружение оказывается освоенным. И внимание ребенка переключается на гораздо более широкий круг предметов и явлений, начинается познание всего мира, окружающего маленького человека. К этому времени поспевает формирование речи, и ребенок начинает широко использовать вновь открывшиеся благодаря этому возможности, Начинается знаменитый период бесконечных «почему». Ребенок, по сути, осваивает знания, накопленные до него многими и многими человеческими поколениями.

            В формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.

           Ради достижения желаемой цели старшие дошкольники могут выполнять работу, не вызывающую у них интереса: подметать пол, мыть посуду (чтобы разрешили поиграть, посмотреть кинофильм и т. п.). Это свидетельствует о том, что появляются мотивы, формирующиеся на базе не только желаний («хочу»), но и на базе осознания необходимости («надо»). Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, получение награды. Более слабое стимулирующее воздействие оказывает наказание (в общении с детьми — это, в первую очередь, исключение из игры). Еще слабо действует собственное обещание ребенка, что свидетельствует о неустойчивости его мотивационных установок. Поэтому высказывается точка зрения, что требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд невыполненных заверений и клятв подкрепляют формирование таких негативных личностных качеств, как необязательность и беспечность.

Правильно поступают те взрослые — не только родители, но и другие члены семьи,— которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком.Они рассказывают ребенку много интересного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные природные явления, обращающие на себя внимание. Дома они вместе проговаривают то, что видели на прогулке,— это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи, но те, естественно, должны проявлять при этом полную заинтересованность. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности

Правильно поступают те родители, которые поддерживают в ребенке стремление узнавать новое, поддерживают желание спрашивать тем, что не жалеют времени, чтобы отвечать на подобные вопросы.Если заданный малышом вопрос послужил отправной точкой для общения, этим самым вы поддержали в нем стремление задавать их и дальше и, значит, дали еще один толчок к возникающей тяге к познанию. Будете поддерживать задаваемые ребенком вопросы — они перерастут в привычку искать в окружающем мире неизвестное, незнакомое, непонятное, вызывающее вопрос. Образовавшаяся привычка со временем становится потребностью. Став потребностью, она уже требует своего удовлетворения и начинает мотивировать многие поступки ребенка — и желание научиться побыстрее читать, и расспросы окружающих, и собирание коллекций с гербариями и т. д.

У родителей часто возникает такая проблема: а как быть, если ребенок задает нелогичные вопросы?Ну, скажем, почему рыбка плавает, я еще кое-как объясню. Но ведь от малыша можно ожидать и такого вопроса: «Почему у рыбки хвостик?» Заданный в такой форме вопрос часто ставит родителей в тупик. Между тем существует испытанный прием ответа на подобные вопросы. Вы как бы корректируете про себя заданный вам ребенком вопрос, придавая ему известную логичную осмысленность, и отвечаете уже на него. Например, в приведенном примере заданный вопрос вы про себя можете спокойно заменить для ответа близким к нему по смыслу «Зачем рыбке хвостик?». А дать на него ответ уже не составит труда.

Обычные ошибки родителей

Существуют типичные ошибки родителей, касающиеся развития познавательной мотивации. Таких ошибок две.

Первая из них состоит в том, что они не поддерживают стремление ребенка к познанию нового.Родители приходят домой усталые, им хочется поскорее закончить домашние дела и отдохнуть, или посмотреть интересную передачу по телевизору, пообщаться со знакомыми. А тут ребенок со своими вопросами, на которые мы иногда не знаем, что ответить, как, например, в случае «Почему у рыбки хвостик?». Часто  приходится вспоминать полузабытые сведения, как в том случае, если нас спрашивают что-нибудь вроде «Почему бывает день и ночь?». К тому же вспомнить мало, надо еще суметь преподнести их в таком виде, чтобы это было мало-мальски понятно малышу. Это требует мобилизации, напряженной умственной работы. А нам этого совсем не хочется. И мы спешим отделаться от ребенка: «Пойдешь в школу, тогда узнаешь. — Не задавай дурацких вопросов. — Подумай сам. — Опять начал всякую чепуху спрашивать. — Отойди, не мешай. Займись своими игрушками».   Огонек любопытства погасает в глазах ребенка. Возможность выработки познавательной мотивации исчезает.

Вторая состоит в том, что задача формирования мотивации перекладывается на школу.Причем и первая ошибка часто сочетается со второй. Сначала мы, взрослые, старательно искореняем все предпосылки выработки соответствующей мотивации, а затем начинаем пытаться создать ее на пустом месте и удивляемся, почему нам это не удается.  Вторая типичная родительская ошибка заключается в том, что родители откладывают формирование познавательной мотивации у ребенка до поступления в школу. Когда родители узнают из психологической литературы, из беседы с психологом  о необходимости выработки такой мотивации, они нередко решают: раз такая мотивация нужна для успешного учения в школе, пускай школа этим и занимается.   При этом упускается из виду главное: познавательная мотивация — это предпосылка успешной учебы. А отнюдь не результат ее. И как предпосылка должна быть выработана заранее, а не по ходу дела. К тому же сензитивный период для ее выработки падает на дошкольный возраст.

Создание благоприятного фона для  познавательного развития

Прежде всего, необходимо создать в семье соответствующую обстановку, в которой тяга к познанию получает поддержку взрослых.Если в семье существует хроническая конфликтная ситуация (между родителями, между папой и бабушкой — знаменитая «проблема тещи» и т. д.), то именно этот конфликт становится центром, привлекающим внимание ребенка. Его ум загружен событиями, связанными с конфликтом. Эти события сложны, с трудом поддаются детскому осмыслению, глубоко задевают эмоциональную сферу, и тут уже не остается места для вопросов, откуда берется дождь, почему бывает день и ночь и т. п. Понятно также, что в обстановке, где постоянно возникают скандалы с папой-алкоголиком, нет условий для реализации познавательной потребности.

Необходимо, чтобы общение со взрослыми было полноценным и в плане количественном, когда ребенку уделяется достаточно времени, и в плане его эмоционального и интеллектуального содержания.

Большое значение имеет и круг интересов, которыми живет семья.Механизм такого влияния со стороны семейного окружения понятен. Ребенок очень рано начинает стремиться к полноценному включению в жизнь семьи, а для этого ему надо понимать, что обсуждают взрослые, о чем, собственно, идет их разговор.

Три главные линии работы

Первая из них —поддержка возникающего у ребенка желания задавать вопросы. Поддержка тем, что ребенок всегда встречает благожелательное отношение к ним и готовность старших разъяснить то, о чем ребенок спрашивает.

Вторая линия состоит в том, чтобы стимулировать проявление познавательного интереса. Отчасти это достигается благожелательным отношением к его вопросам. Отчасти — раскрытием нового в обыденных вещах. Немалое место принадлежит рассказам взрослых. Очень важно при этом понимать, какая тема может заинтересовать ребенка, а какая нет. Понять это можно по вопросам, возникающим у ребенка, по отдельным проскакивающим в речи фразам и т. п. Но самое главное — это частые пробы. Запускаете, так сказать, пробный вопрос и смотрите: интересно или нет. Если интерес есть, хотя бы небольшой, то соответствующую тему можно пускать в дело. Если нет — лучше от нее отказаться и поискать другую. Пока что лучше рассказать про то, что ребенка непосредственно интересует. И может быть, попробовать немного продолжить рассказ за пределы возникшего вопроса. Скажем, от часов перейти к календарю. Но внимательно следить при этом, не угасает ли на ваших глазах интерес к тому, что вы объясняете. Если он гаснет, значит, вы немного забегаете вперед, значит, у ребенка еще не возникли вопросы, как это взрослые отличают между собой дни недели, почему вчерашний и сегодняшний день называют по-разному, как узнать, скоро ли будет выходной, и т. д.

Третья линия поддержания познавательной потребности у ребенка заключается в использовании для этого игры.  Полученные новые сведения ребенок осваивает в игре. Без этого они либо просто забываются, либо не могут быть использованы и в лучшем случае могут пригодиться для ответов на вопросы взрослых.  Поэтому, будучи свидетелями детских игр или в тех случаях, когда вы принимаете в них участие, не упускайте случая внести коррективы, если вы видите, что ребенок в чем-то неправильно использует известные ему сведения. Но конечно, и в этом деле надо соблюдать меру.

Многие знания, полученные от старших, ребенок закрепляет не только в игре, но и в реальных практических действиях.После того как вы научили ребенка определять по часам время, вы можете его два-три раза в день попросить пойти в другую комнату и посмотреть там, который час. Конечно, для ребенка здесь важен момент общения, а не то, нужно ли было вам на самом деле узнать время. Если это дается с трудом, можно сначала ограничить дело часовой стрелкой. Потом ввести отсчет и по минутной — сначала только полчаса, потом четверть часа и так далее. Почти наверняка в какой-то момент ребенок начнет вводить определение времени по часам и в свои собственные игры: кукла будет узнавать время у мишки, мишка у зайки и т. д.

Положительное отношение к деятельности создается двумя путями

- первый путь достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения взрослым положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности.

-второй путь лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата.

Условия, необходимые для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей:

1.     Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым  его любознательность.

2.     Строить процесс обучения по принципу сотрудничества со взрослым, по принципу педагогической поддержки, а это значит - верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку, постоянно радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

3.     Учить ребенка планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.

4.     Выстраивать деятельность с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

5.     Учить ребенка грамотному объяснению своих успехов и неудач.

6.     Оценка взрослого должна относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Взрослому необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.

7.     Необходимо поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

Показатели выраженности познавательной мотивации:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Интерес к учебе. Условия его возникновения

Существует очень серьезный вопрос. Пусть в семье все было сделано правильно и домашнее воспитание не заглушало, а помогало развитию познавательной потребности. Значит ли это, что, пойдя в школу, ребенок проявит интерес к учебе? К сожалению, такой гарантии дать нельзя. На это есть несколько причин.

Прежде всего, потребность и интерес не одно и то же. Психологическая наука различает эти два понятия. Потребности являются более глубокими побудителями к деятельности, чем интересы, но ведущими стимулами деятельности и поведения людей являются интересы. Потребности дают как бы первый толчок, импульс, интересы же определяют характер деятельности и поведение человека, определяют пути удовлетворения потребности в зависимости от конкретных социальных условий.

Деятельность, которая нас в данном случае интересует,— это учеба. Потребность, которая является глубинным побудителем такой деятельности, познавательная. Но дело в том, что потребность не непосредственно побуждает к деятельности, а через возникновение интереса. Вот в этом промежуточном звене — интересе — и могут происходить сбои. Вот тогда и может получиться так, что при наличии у ребенка выраженной познавательной потребности учеба, тем не менее, страдает. Можно сказать, что если познавательная потребность у ребенка заглушена неправильным воспитанием, то интереса к учебе у него не возникает.

Условия, от которых  зависит формирование интереса

Известный советский психолог Н. Г. Морозова в своей работе «Учителю о познавательном интересе» говорит о том, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что мы называем радостью познания;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься ею независимо от других мотивов (побуждений). Другие мотивы (долга, необходимости, послушания и т. д.) могут помочь возникновению и укреплению интереса, но сами по себе не определяют его сущности.                                    

             Вот от этих трех условий и зависит появление интереса, в том числе интереса к учебе. Итак, если познавательная потребность у ребенка не развита, то познание нового никогда не будет приносить ему радости. А без радости познания не появится и интереса.

Поступая в школу, ребенок, как правило, положительно настроен по отношению к предстоящей ему деятельности. Ребенок гордится своим новым положением, своей школьной формой, новыми книгами и портфелем, тем, что у него теперь есть обязанности, которые должны уважать взрослые, и т. д. Все это означает, что семья заранее заложила правильное отношение к школе.  Так бывает чаще всего, но все-таки, не всегда. Бывает, что родители, бабушки или дедушки в ответ на капризы ребенка начинают запугивать его строгостями школьной дисциплины. Бывает, что взрослые в разговорах между собой начинают жалеть малыша в связи с тем, что ему скоро идти в школу. Ребенок впитывает всю информацию, касающуюся своего будущего, и уже заранее не ожидает от школы ничего хорошего.

Привлекательность или непривлекательность процесса учения

Будет ли процесс учебы сам по себе привлекательным для школьника—тут далеко не все зависит от семьи. Даже если в семьевсе было сделано правильно, то, к сожалению, не так уж редки случаи, когда учитель оказывается не на высоте. Как в любой другой профессии, среди учителей бывают талантливые специалисты и бесталанные.

Быть хорошим педагогом – это искусство. Недостаточно обладать суммой знаний по педагогике. Важно иметь педагогический дар, душевное богатство. Один учитель чувствует атмосферу в классе, умеет перестроиться на ходу, подстроиться под детей, снять напряжение. А другой учитель ничего этого не умеет, не обращает внимания  на настроение детей, настроен только на то, чтобы выдать запланированный урок. Ясно, что только у первого из таких учителей полностью наблюдается третье условие возникновения интереса: учеба сама по себе привлекает и побуждает заниматься.  Так что индивидуальность учителя оказывает самое непосредственное влияние на поддержание интереса к учебе.

Почему бывает так, что  сама мысль о предстоящей учебе не вызывает у ребенка положительных эмоций? Возможно, в семье ему доводилось слышать какие-то пренебрежительные отзывы об образовании и образованных людях. Возможно, что-нибудь плохое о школе он услышал от знакомых или вовсе посторонних людей.  Само по себе это не так уж страшно. При соблюдении двух других условий негативное отношение к учебе пройдет само собой, потому что если ребенок радуется, когда узнает что-то новое, если сама учеба вызывает у него положительные эмоции, то места для отрицательного отношения к ней просто не остается.

Дело обстоит сложнее, если учеба вызывает скуку из-за неопытности или бесталанности учителя. Интереса к учению тут не будет. Но именно к учению, протекающему в школе. А не вообще к приобретению знаний. Тяга к приобретению знаний остается. В этих условиях учеба может более или менее нормально протекать и в условиях отсутствия интереса к ней. Это будет учение не в полную силу, от школы такой ученик возьмет не все, что мог бы взять. Но особых хлопот родителям и учителям он доставлять не будет. При наличии тяги к приобретению знаний и при отсутствии интереса к школьному учению ребенок начинает искать другие пути ее удовлетворения:  всевозможные кружки, секции, конкурсы. Здесь важно вовремя дать нужный совет ребенку, направить и подсказать ему, куда обратиться, помочь ему с зачислением и т. д. Учатся такие ребята довольно неровно: в каких-то областях они знают много больше своих сверстников, в каких-то меньше. Но угроза того, что школьник не сможет учиться, станет двоечником или  начнет игнорировать учебу, в этом случае практически отсутствует. Нужно помочь ребенку поддержать тягу к тому, чтобы узнавать новое, самыми разными путями: через книги, интернет, конференции, кружки, внеурочные занятия. Если это удастся, то отсутствие интереса к учебе, скорее всего, окажется явлением, которое постепенно пройдет: школьник научится сам ставить перед собой вопросы, искать ответы на них, и этот поиск, превратившись в нечто подобное свободной игре сил, будет сам по себе рождать положительные эмоции.

А теперь давайте посмотрим, что же происходит, когда наблюдается отставание ребенка в общем развитии.     Почти в каждом классе среди ребят, впервые пришедших в школу, найдется один-два ученика с отставанием в общем развитии. Учиться им трудно с самого начала. Учение превращается в настоящую муку и для них самих, и для учителей. Все достается им с великим трудом, идти вровень с классом они не в состоянии. Возникает подозрение на патологию. Их ведут на обследование, но обследование никакой патологии не выявляет. И не случайно: подавляющее большинство этих ребят, если иметь в виду здоровье, вполне нормальные дети. Именно здоровье, но не развитие. Вот развития-то в самом широком смысле эти дети не получили. Психологи обычно называют их детьми с задержкой развития, имея в виду причину их отставания. Очень часто причина отставания лежит в том, что соответствующие сензитивные периоды были упущены. То, на что раньше ушли бы дни, теперь потребует недель; то, что требовало недель, потребует месяцев; то, на что нужны были месяцы, займет теперь годы.

Задержка общего развития у ребенка — настоящая беда. Нельзя относиться беззаботно к первым проявлениям отставания в развитии, как это иногда бывает,— ничего, пусть немного подрастет, все само собой потихоньку образуется. Действительно, очень часто замедление темпа развития оказывается временным, ребенок затем сам догоняет своих сверстников без особых усилий родителей. Но это если не упущен нужный сензитивный период. Если же он оказался упущенным и родители сразу не обратят на ребенка должного внимания, то из-за задержки какой-то одной функции или способности будет тормозиться вторая, обе они вместе застопорят развитие третьей, и далее этот процесс пойдет со все усиливающимся нарастанием. В итоге к моменту поступления в школу образуется общее отставание в развитии.

Обычные причины задержки в общем развитии

Обычно причиной чаще всего бывает какое-то заболевание, перенесенное в раннем детстве. Какое именно — не суть важно. Важно, что оно было достаточно продолжительным. В нормальной семье, где родители занимаются ребенком, такое заболевание обычно проходит бесследно для развития. Но если в семье имеются осложняющие моменты, то включается целая цепочка неблагоприятных причин.   

На первое место здесь поставлен дефицит общения. Важно понять, что общение с ребенком нельзя откладывать. Так для него может изо дня в день вообще не оставаться времени. Если у вас есть ребенок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из первых мест, если не самое первое, в кругу ваших семейных обязанностей. Если вы это не сделаете, ребенок будет расти в условиях дефицита общения.     Особенно тяжело сказывается на развитии ребенка дефицит материнского общения в первые 2—3 года жизни. Это время является исключительно важным периодом в развитии ребенка, а наиболее тесные контакты у него в это время существуют именно с матерью. Это продолжение тех естественных контактов, которые начались еще раньше, когда мать баюкала его, пеленала, кормила, когда он первым из всех человеческих лиц научился различать лицо матери и встречать его радостной улыбкой и общим оживлением.

Вторым неблагоприятным для детей моментом, тяжело отражающимся на их развитии, являются конфликтные отношения в семье, особенно если они усугублены алкоголизмом родителей. Обстановка постоянного страха, подавленности, загнанности сопровождает всю жизнь ребенка в такой семье. Жизнь такого ребенка напоминает жизнь затравленного зверька. Его еще неокрепшая психика попросту травмирована. Ни о каком развивающем влиянии здесь не приходится говорить. Более того, в большинстве случаев оно выступает как подавляющий фактор.

Следующим моментом, тяжело сказывающемся на общем развитии ребенка, является неполноценность общения. Общение может быть продолжительным по времени, так что о дефиците говорить тут вроде бы не приходится, и в то же время до крайности обедненным. Обедненным либо в интеллектуальном, либо в эмоциональном плане. Либо нередко в обоих сразу.   Интеллектуальная обедненность общения является обычно естественным следствием низкого уровня интеллектуальной жизни семьи. Если в доме нет книг,  или книги, заботливо подобранные под цвет обоев, стоят, но их никто не читает; если ребенок слышит пренебрежительные высказывания о работниках умственного труда; если ребенок не видит или почт не видит кого-либо из членов семьи читающими; если их интересы ограничены зарабатыванием денег, добыванием вещей — значит, в семье трудно ожидать интеллектуально полноценного общения с ребенком.

С интеллектуальной неполноценностью общения тесно соседствует эмоциональная неполноценность. В такой семье дети не привыкли ничему удивляться, ничему поражаться, потому что такое чувство изумления чуждо взрослым. Они не в состоянии почувствовать юмор в словах другого человека, они не понимают комических положений, буквально воспринимают сказанные в шутку слова. Даже смеются эти дети редко — ведь они не приучены и не умеют видеть в вещах их смешную сторону.

Принимаемые меры

Во-первых, с каждым  ребенком необходимо вести большую дополнительную работу, искать правильный индивидуальный подход, обогащать их интеллектуальную и эмоциональную жизнь, стараясь наверстать упущения в общем развитии.  Общение стараться организовывать на лоне природы — у реки, в лесу, в поле, на даче. В эти моменты стремиться учить ребенка вскрывать невидимые с первого взгляда причинно-следственные отношения между явлениями,  вызывать у детей изумление, чувство удивления перед открытием нового; вечерами слушать и сочинять сказки. Это обогащает интеллектуальную и эмоциональную сферу, а такое обогащение стимулирует развитие речи. Такое общение должно быть ежедневным.

Во-вторых, чтобы ребенок смог закрепить полученные знания, необходимо соблюдать несколько условий.                                                                                                                                                                 -Первое, не жалеть времени на то, чтобы разъяснять ребенку происходящее. В меру возможного делать его самого участником действия («Ну-ка выбери нам два пакетика с молоком сам»). Если вы заняты и спешите, то лучше просто не брать ребенка с собой, чем сводить его роль к обычному: «Стой, не вертись!» Или: «Постой здесь и никуда не уходи, я сейчас вернусь».                                    -Второе, постарайтесь, чтобы по возвращении домой ребенок рассказал о своих впечатлениях. Наиболее естественный для этого прием, как уже упоминалось, рассказ домашним о том, что было. И пусть они отнесутся с полной заинтересованностью к рассказу, задают вопросы! и т. д. Проявление невнимания («Не мешай, помолчи!») способно надолго отбить у ребенка охоту к таким рассказам.                                                                                                                           -Третье,  желательно, чтобы вновь полученные впечатления и знания ребенок включил в игру. Пусть мишка делает закупки у куклы, кукла отправляет посылку слоненку и т. д. Чаще всего ребенок и сам, по своей инициативе, начинает играть в соответствующие игры. Но иногда надо натолкнуть его на это, принять на первых порах участие в игре и т. д.                                                                                                                                                                          -Четвертое, для взаимодействия с ребенком достаточно традиционных форм общения, — разговора и рассказа, игры, чтения книжек и т. д.  Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно.

Итак, ребенок в процессе игры, обыгрывая известные ему образцы поведения взрослых, вырабатывает все более полное и адекватное отношение к окружающим его людям и самому себе. Потребности обусловливают содержание мотивов, а мотивы постепенно трансформируются в более или менее четкую систему. Эта система мотивов и составляет основу произвольности психических процессов и произвольного поведения в целом.

 

Использованная литература:

  1. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты).—М.: Знание, 1983.—96 с.— (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5).
  2. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 64 с.
  3. Е.Г. Гуцу. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению // Начальная школа - 2004 № 2 с.11-14.
  4. Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Н.И. Ганошенко. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии - 1999 № 1 с.50-52
  5. В.Г. Асеев. Мотивация поведения и формирования личности М., 1976, с.73.
  6. А.Г. Маслоу Мотивация и личность М., 2001 с.218
  7. Российская педагогическая энциклопедия Т.1, 2 М., 1999 с.161, 596.
  8. Е.А. Морозова Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова Смоленск, 2004.
  9. Г.И. Щукина. Проблемы познавательного интереса в педагогике М., 1971 с.34
  10. Л.И. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 1968 с.213-227.
  11. А.Н. Леонтьев Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, 2005, с.297.
  12. А.К. Маркова, Г.А. Матист, Л.Б. Орлов. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.
  13. Н.Е. Веракса. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 1987, с.137-139.
  14. Е.Е. Кравцова. Психологические проблемы готовности детей к школе М., 1991, с.24.

 

Статистика
1612534
СегодняСегодня487
ВчераВчера767
На этой неделеНа этой неделе3928
В этом месяцеВ этом месяце13737
Все дниВсе дни1612534
Новое