Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
26 | 04 | 2024
Школа
Детский сад
Полезные ссылки

 
 

Тип личности ребенка и его готовность к школе

 

Тип личности ребенка и его готовность к школе

Каждый год 1 сентября вместе с первоклассниками мысленно усаживаются за парты их родители. Можно понять гордость родителей, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. Совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок отстает в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. «Почему это произошло? Что было упущено?» - задают себе вопросы родители. Анализируя годы раннего и дошкольного детства ребенка, они нередко обнаруживают слабые звенья своего воспитательного подхода.

Учителя говорят о целом спектре признаков неготовности к школе. Это могут быть недостатки интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сферы ребенка.

В некоторых семьях родители пытаются научить своих детей писать и считать, решать задачи и примеры по математике. Но эти умения не гарантируют успешного обучения в школе. Так, например, ребенок неплохо читает, хорошо считает, имеет довольно широкий круг представлений об окружающем мире, но на уроке не может сосредоточиться, небрежно выполняет задания, а когда проходят новый, более сложный материал, не хочет проявить старание, чтобы его освоить.

В этом случае родители упустили менее заметное, но наиболее важное в подготовке ребенка к школе – те качества, которые необходимо формировать у него в дошкольные годы, чтобы процесс усвоения новых знаний и умений шел успешно. Будет ли расти дерево, если его корни слабы или повреждены? Можно ли построить качественное здание, не заложив фундамент? Ответ очевиден. Также нельзя назвать правильной подготовку к школе, если она связана с простым заимствованием и использованием в дошкольном возрасте форм и методов школьного обучения.

Готовя ребенка к школе, родители и воспитатели должны прежде всего учитывать его индивидуальные особенности. Очень важно знать тип личности ребенка.

Дети-флегматики

Известно, что дети-флегматики медлительны и усидчивы, у них низкий темп деятельности. Они не могут быстро ответить на вопрос, переключиться с одного дела на другое.

Зная эти особенности своего ребенка, родители не должны торопить его, так как это нервирует малыша и может привести к еще большей скованности и потере инициативы. Задача взрослых при подготовке таких детей к школе – способствовать обретению уверенности ребенка в своих силах, создавать условия, облегчающие выполнение задания в более быстром темпе. В этом помогут вовремя сформированные умения и навыки самостоятельной работы. Полезно использовать приемы опережающего воздействия, т.е. заблаговременно напоминать ребенку о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении сроков завершения работы, предстоящей деятельности и т.п. Такие указания помогают ему вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело. Родители должны использовать разные положительные оценки, стимулируя ребенка к более активным и целенаправленным действиям.

Дети-холерики

Дети с чертами холерического темперамента характеризуются непоседливостью, подвижностью, потребностью в шумных играх. Они часто приступают к выполнению работы, не дослушав объяснений до конца. Работают быстро, но небрежно, не замечают допущенных ошибок. Эти черты поведения, закрепившись, могут стать серьезным препятствием для успешного школьного обучения. Находясь в атмосфере повышенного внимания взрослых, постоянного одергивания, сдерживания желаний, ребенок становится раздражительным, перестает реагировать на замечания и указания взрослого.

Главное в подходе к таким детям – дать полезное направление детской энергии. Достигнуть этого можно, приобщая ребенка к интересным и полезным делам, играм, поручениям, в которых находит выход их природная активность. Можно попросить ребенка проверить, правильно ли выполнена та или иная работа, дать ей оценку.

Необходимо помочь ребенку осознать связь между излишней торопливостью и низким результатом труда («Поспешишь – людей насмешишь»), поощрять старательность и терпение, организовать спокойную деятельность для укрепления процессов торможения (конструирование, ручной труд, рисование), использовать приемы сдерживания активности («Подожди начинать, сначала подумай еще раз», «Не спеши дальше рисовать, подожди, когда подсохнет краска»).

Полезным оказывается прием, который ставит ребенка в позицию обучающего; «Расскажи и покажи мне, как склеить домик. Научи меня строить мост, у тебя это хорошо получается».

Ребенок-холерик легко перевозбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. С ним необходимо говорить спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров. Главное, не ругать ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь преодолеть его. Важно показывать холерику красоту культурных поступков, внушать необходимость проявления сдержанности, внимания к другим людям.

Дети-сангвиники

Ребенок сангвинического темперамента отличается живостью, активностью, любознательностью. Он – работоспособный, энергичный, легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановке. Процесс адаптации к школьному режиму, коллективу, требованиям учителей протекает у таких детей довольно быстро и благополучно.

Ребенок-сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет для него привлекательность, он стремится к ее прекращению. Он может не закончить начатое дело, сделать его небрежно, «забыть» поручение взрослого и предпочесть более интересное занятие.

При подготовке таких детей к школе необходимо формировать у них умение доводить начатое дело до конца, не допускать появления привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность.

К ребенку-сангвинику можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить выполнить заново и самому оценить результат.

Родителям нужно попытаться углубить у него интерес к какому-нибудь занятию, показывать новые, привлекательные стороны каждого дела, направлять активность на усвоение более сложных умений и навыков. В таких детях важно поощрять настойчивость, старательность и целеустремленность.

Дети-меланхолики

Дети-меланхолики заслуживают особого внимания. Они характеризуются сверхчувствительностью и обидчивостью, настороженностью по отношению к новым людям и событиям. Они обычно дольше других адаптируются в школе, с трудом входят в новые условия.

В обстановке жесткой требовательности, категоричности, строгости такие дети теряются, проявляют скованность, активность их затормаживается. Они быстро утомляются, трудности заставляют их опускать руки.

Главная задача при подготовке таких детей к школе – вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью положительной оценки их поведения, создания установок на проявление воли, настойчивости, выражения уверенности в их возможностях хорошо выполнить новое дело («Я знаю, у тебя должно получиться. В прошлый раз, помнишь, как хорошо получилось?»).

Ребенку целесообразно поручать такие дела, с которыми он справится, и результат увидят сверстники. Успех окрыляет ребенка, пробуждает уверенность в своих силах при решении более сложных задач.

Большое значение для таких детей имеют контакты с родителями, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают ребенку стать более коммуникабельным, развивают способность к взаимодействию.

 

Статистика
1617028
СегодняСегодня57
ВчераВчера1051
На этой неделеНа этой неделе3911
В этом месяцеВ этом месяце18231
Все дниВсе дни1617028
Новое