Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
21 | 11 | 2024
Школа
Детский сад
Полезные ссылки

 
 

Важные принципы позитивного воспитания






Важные принципы позитивного воспитания

Эти принципы основаны на работах Альфреда Адлера, одного из отцов психиатрии. Идеи Адлера лежат в основе исследований Рудольфа Дрейкерса, Эриха Фромма, Фрица Перлса, Карла Роджерса, Абрахама Маслоу, Эрика Эриксона, Уильма Глассера, Эрика Берна, вирджинин Сатир и многих других выдающихся психиатров. Мы приведём здесь пять главных принципов позитивного воспитания.

1. Понимать потребность вашего ребёнка в принадлежности

Когда ребёнок плохо себя ведёт, он обычно, чем-то обескуражен. В этом отношении он ничем не отличается от вас. Его основная человеческая потребность - принадлежность, т.е. ощущение, что его любят, что он нужен. Разве мы все не огорчаемся, когда на нас не обращают внимание? Иногда это бессилие по поводу происходящего, отсутствия контроля, ощущения брошенности с гневом или депрессией. Многие из нас ужасно страдали от разочарования или чьих-то поступков и хотели бы нанести яростный ответный удар. Вспомните чувство беспокойства, когда, кажется, что всё получается не так, и возникающее желание бросить своё дело. Отрицательные эмоции создают ошибочные представления, и возникают нарушения в поведении. вся позитивная работа родителей сводится к тому, чтобы понять чувство уныния, стоящее за поступками их детей. Когда мы меньше думаем о проступке и больше уделяем внимания чему-то хорошему в ребёнке, проводим время с ним и поощряем нормальное поведение, он лучше к себе относится и начинает верить: "Я нужен, если оказывают внимание, помогают ощутить силу, рассказывают, как я должен избегать обид и иметь смелость, совершая ошибки, вновь делать попытку".

2. Помогать взаимному уважению

"Я уважаю тебя. Я уважаю себя". Это очень отличается от выражения "Ты должен уважать меня", которое ведёт к борьбе за власть. Позитивное воспитание - это не пермиссивный подход и не излишняя строгость. Шлепки и чрезмерные строгость и контроль не помощники воспитания, а лишняя растраченная энергия. Взаимное уважение означает чувство порядка, установление границ в соответствии с возрастом ребёнка, обучение и моделирование ожидаемого поведения, настойчивость, упорство, твёрдость, доброту и понимание.

Взаимное уважение означает следующий принцип: "Я буду относиться к тебе хорошо, так как я хотела, чтобы относились ко мне". "Я всегда буду беседовать с тобой, как с лучшим другом". Вы выражаете уважение к своему ребёнку, когда вместе решаете проблемы, совместно делаете серьёзный выбор и учитесь на своих общих ошибках. В этой атмосфере ребёнок привыкает понимать и выражать чувства, становится уверенным в себе, контактным, ответственным за себя и других.

3. Любить и принимать его таким, какой он есть

Чтобы ваш ребёнок стал надёжным человеком, со здоровым чувством собственного достоинства, он должен знать: что бы ни случилось, что бы ни происходило в его душе, какую бы ошибку он ни совершил - вы всегда будете любить его. Если же ваша любовь зависит от поступков ребёнка, он будет чувствовать себя нормально только тогда, когда не делает ошибок. Достаточно намочить штаны, получить плохую оценку или разбить окно мячом - и боязнь не оправдать ваших ожиданий, потери вашей любви и уважения ведут к подавленности и скрытности. Кроме того, ребёнок должен осознавать, что его любят и тогда, когда он сердится. Ему нужно предоставить возможность проявлять страх и слабости, не боясь унижений и насмешек. Важно принять чувства ребёнка, понять их и ощутить, помочь создать эмоциональный контроль. Большинство детей готовы поделиться с родителями своими радостями. вы хотите, чтобы у них было достаточно мужества поделиться и своими горестями. Принцип безоговорочной любви красной нитью проходит во всех современных книгах по педагогике и психологии. Не забывайте отделять человека от его поступков.

4. Будьте внимательны к себе

Для родителей исключительно важно заботиться о себе. Когда родители приходят на консультацию к психологу, беспокоясь о своём ребёнке, они подавлены, переживают страх, чувство вины, стремление её скрыть. Вначале предлагается укрепить своё "Я", установив простые повседневные ориентиры. Перечислите три вещи, которые вы хорошо умеете делать, и похвалите себя за то, что это удаётся. Многие родители предъявляют к себе непомерно высокие требования, планируют ежедневно выполнить слишком много задач. Этого не удаётся добиться. Как и дети, взрослые несут на своих плечах груз предрассудков. "Я не могу ошибаться, я должен быть безукоризненным, и мои дети тоже. Мне нужно плодотворно работать, чтобы добиться уважения, понравиться людям".

Чтобы вселить уверенность в ребёнка, сами родители должны считать себя уважаемыми людьми. Для этого нужно затратить немало энергии. В периоды негативизма, когда ребёнок может вас испытывать, необходима убеждённость, что вы способны установить разумные границы, сказать "нет", быть настойчивым и, совершая ошибки, быть мужественным. Заботьтесь о себе.

5. Минимальный необходимый набор способностей

Говорят, что дети - замечательные подражатели. Они лучше учатся тому, что видят, а не слышат. По мнению Стефана Гленна, для поддержания нормального самоуважения нужно обладать четырьмя главными качествами. Трудные дети обычно лишены по крайней мере одного из таких качеств.

а) Способность к общению

Общение - это умение слушать других, и талант ясно выражать мысли, договариваться с другими и решать задачи совместно. Ваш ребёнок научится слушать вас, когда вы сами проявите к нему интерес и готовность выслушать. Общаясь с детьми, старайтесь, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Ребёнок привыкнет сам поступать точно так же. Если вы жалуетесь, читаете нотации, судите и критикуете, он становится "глухим", перестаёт к вам подходить и выбрасывает вас из своей жизни. Напротив, если вы решаете проблемы вместе с ребёнком, он научится договариваться с другими людьми в трудные минуты.

б) Способность к эмоциональному самоконтролю

Когда вы делитесь своими чувствами и проявляете эмоциональный контроль, вы помогаете ребёнку начать самому учиться самоконтролю. Всё это вместе с умением оценивать свои ощущения позволит сформировать полноценную личность.

в) Способность к самодисциплине

Если ваш ребёнок видит, что вы соблюдаете границы, установленные обществом, поступаете ответственно, готовы взять на себя последствия, он научится и сам отвечать за свои поступки. Но если ребёнок видит даже совсем пустяковое нарушение (с вашей точки зрения), например, как вы занижаете его возраст, чтобы не брать билет, или пытаетесь ускользнуть от платы за парковку, он, вероятно, привыкнет думать, что нормы поведения - несущественная вещь.

г) Умение подключать здравый смысл и делать правильный выбор

Часто мы спешим наказать детей за проступки, потому что хотим проучить их. На самом же деле лучше провести открытый диалог ("Что случилось? Почему это произошло? Как нужно поступать в следующий раз, чтобы не повторить ошибку?"). Тем самым вы развиваете мыслительные способности ребёнка. Не ругать, а вместе обсудить последствия ошибок, найти решение - именно такой подход придаёт зрелость мышлению. Не менее полезно в этом отношении, когда родители делятся с детьми своим прошлым опытом.

Если вы уделяете внимание перечисленным принципам, вы сумеете уверенно и стойко встретить неизбежные проблемы. В наши дни многие знают, что родителям не следует изображать из себя кирпичную стену, но не понимают, чем её заменить; и вместо жёсткого подхода мы опускаемся до бессмысленной вседозволенности. Принципы позитивного воспитания помогут оставаться на разумных границах. В конечном счёте, вы помогаете ребёнку стать более изобретательным, ответственным, умеющим уважать окружающих.

 

 

Джослин К.Р. Позитивное воспитание от А до Я: Пер. с англ. - Мн.: ООО "Попурри", 1996. - 399 с.



















 

 

 
























 

























 

























 














 















 


 

Статистика
1755132
СегодняСегодня390
ВчераВчера671
На этой неделеНа этой неделе2558
В этом месяцеВ этом месяце12779
Все дниВсе дни1755132
Новое