Формирование воли у дошкольников
- Подробности
-
Опубликовано 09.01.2014 07:32
-
Просмотров: 7944
Формирование воли у дошкольников
Среди особо желаемых качеств характера зрелой личности многие назовут целеустремленность, умение ставить цель и достигать желаемого. Очень многие родители ищут ответ на вопрос, как научить ребенка быть волевым, организованным.
Воля – это способность людей действовать по направлению к цели, поставленной сознательно, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия (например, сиюминутные импульсы).
Развитие воли ребёнка проходит длинный путь, начинаясь в самом раннем детстве, когда он приобретает способность управлять своими движениями. Постепенно совершенствуется способность к действиям, которые помогают осуществить желания, растёт готовность поступать вопреки непосредственному эмоциональному побуждению в соответствии с определённой целью, правилами поведения. Развивается способность к волевой саморегуляции и самоконтролю.
Родителям надо особо позаботиться о воле ребёнка, если у него обнаруживаются «факторы риска», связанные с осложнениями при вынашивании, родах и в раннем периоде развития, в том числе:
• гипоксия (недостаточное кислородное питание мозга ребёнка);
• недоношенность;
• состояния гипо- или гипертонуса у младенцев;
• тяжело протекавшие инфекционные заболевания в возрасте до 3 лет;
• гиперактивность и др.
К счастью, детская психика пластична и, несмотря на перенесённые «вредности», мозг имеет способность к компенсации. Но ему понадобится помощь, чтобы восстановиться полнее.
Определённые ошибки воспитания препятствуют формированию волевых качеств. А именно:
-когда ребёнок избалован и все его желания беспрекословно выполняются;
-когда ребёнок подавляется жесткой волей взрослых, не способен сам принимать решения и его желания не учитываются;
-когда взрослые гасят волевой порыв, сравнивая ребёнка не в его пользу с другими детьми, делая негативные оценки типа: «Ты ничего не можешь довести до конца!»; «У Дениса получается лучше!»
Главный фактор в воспитании воли — режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине.
Правила для родителей,
которые стремятся к воспитанию воли ребенка в семье:
1. Не делать за ребёнка то, чему он должен научиться, но обеспечить условия для успеха его деятельности.
2. Стимулировать самостоятельную деятельность ребёнка, вызывать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребёнка в его способность преодолеть трудности.
3. Объяснять даже малышам, в чём заключается целесообразность тех требований, решений, которые взрослые предъявляют ребёнку.
4. Постепенно учить ребёнка самостоятельно принимать решения. Не решать за ребёнка школьного возраста возникшие проблемы, а подводить его к рациональным решениям и побуждать непременно осуществить намеченное.
Развитие и коррекция воли ребёнка происходит в процессе его непосредственного ежедневного общения со взрослыми.Ниже приведены фрагменты такого общения. Они показывают, каким образом близкие могут стимулировать способности ребёнка к волевой саморегуляции. Каждый фрагмент базируется на определённом элементе волевого усилия: выбор цели, преодоление препятствий и совершение усилий, планирование и прогнозирование, оценка и т.д.
Надо помнить о следующих особенностях развития детей: желание у них является основой волевого усилия. Без него ребенок просто не в силах преодолеть себя. Именно с целью пробудить эти желания у ребёнка родителям необходимо обеспечивать ему новые впечатления. Особенно важным это является для младенцев. Чем больше яркие чувственные впечатления будут возникать в его жизни, тем быстрее у него будут возникать желания сделать что-то, внести изменения в происходящее вокруг. Наличие звуков, музыки, изучение наощупь предметов и игрушек, теплые родительские руки – всё это способствует пробуждению детских желаний. Больше всего в стимулах нуждаются младенцы с пониженным тонусом, слишком спокойные.
Первый волевой акт маленького ребёнка легко заметить: ещё вчера он только смотрел, как движется хоровод развешенных перед ним игрушек, а сегодня ему хочется рассмотреть их поближе, и он тянет к ним ручки. Заинтересованные малыши хотят схватить всё, что видят. Вот одно упражнение для того, чтобы ребёнок понял связь между своими желаниями и необходимыми для их осуществления усилиями. Положите младенца на живот и поодаль - яркую игрушку так, чтобы он мог её достать. На следующий день кладите предмет чуть дальше, чтобы до него приходилось дотягиваться, потом ползти. Когда подрастающий малыш станет активнее двигаться, начнёт ходить, дайте ему почувствовать силу желаний. Запретов не должно быть слишком много, лучше обезопасьте пространство в доме.
Годовалые дети любят залезать на разные предметы, карабкаться, перелезать через препятствия. Так они узнают возможность своего тела, могут убедиться в своей самостоятельности, умелости, закладывая, таким образом, фундамент целеустремлённости. Поощряйте физическую активность детей любого возраста - это помогает ребёнку научиться «владеть собой» в более широком (чем только физическом) смысле.
После 2 лет важно, чтобы у ребёнка стал вырабатываться ряд определённых привычек: гигиенических, режимных.Это также способствует развитию воли. Можно использовать любимые игрушки, наделяя их функциями контролёра: «Вот наша кукла Лиля пришла, послушай, она говорит: "Все детки на улице гуляют, Насте тоже пора". Вот Лиля кофточку принесла нам. Смотри, Лиля, Настя сама одевается».
Поощряя малыша быть волевым, используйте промежуточные цели. Например, до магазина далеко, ребёнок хнычет, хочет на руки. Обратите внимание малыша: «Машина интересная стоит, пойдём поближе, посмотрим. А там котята сидят, идём к ним. Давай-ка, кто быстрее дойдёт до ступенек. Вот и пришли».
Действия в игровом образе хорошо использовать для выработки способности к саморегуляции,например, для перехода от шумной игры к тихой. Ребёнок бегает с мячом, не может остановиться. «А где мой "мышонок"? Надо ему сказать, что кошка идёт, может мышку поймать. Вот "мышка" (обращаемся к ребёнку). Настя, как ты, "мышка", будешь бегать? Тихонько, чтоб кошка не слышала. А теперь иди, "мышка", в норку, иди к маме, кошка нас не найдёт». Ребёнок забирается на диван, рассматривает книжку.
Ролевая игра научит ребёнка регулировать свою активность. Предложите своему шустрому малышу представить, что он машинист быстрого поезда. Но у поезда есть остановки (быстрый бег прекращается на время), надо выгрузить и взять новый багаж и пассажиров. Маленький машинист может в игре с родителями помочь им навести порядок: «подвезти» до кухни маму, «перевезти» кубики в ящик... Этот приём также подойдёт для поддержания усилий ребёнка на прогулке: играть в разных животных, как они идут, как общаются жестами, своими «голосами».
Создание внешних опор, условных сигналов также помогает ребёнку осуществить саморегуляцию. Чтобы помочь малышу переключиться с одного действия на другое, используйте таймер или будильник. «Смотри на часы. Сейчас стрелка на цифре 1. Ты рисуешь до тех пор, пока стрелка не передвинется на цифру 4. Часы тогда зазвонят, и мы побеседуем о твоём рисунке».
Используйте ограничение и конкретизацию целей.«Рисуй кружочки» - процесс, которому не видно конца, это может показаться ребёнку скучным и трудным. «Нарисуй одну строчку кружочков» - конкретное указание цели, так ребенку будет проще ее достичь. «Нарисуй три красивых кружочка» - не просто указание цели, а обращение внимания на качество. «Подожди меня тут, посчитай до 5, а потом ещё раз до 5» - дозированно увеличенное задание с нарастанием усилий.
В возрасте 2-3 лет детям очень хочется проявить самостоятельность.Пусть ребёнок сделает что-то не так умело и быстро как взрослый, всё же наберитесь терпения, дайте малышу время завершить начатое и похвалите его усилия.
Гиперактивным детям особенно важен опыт сосредоточенного длительного действия.Если вы заметили, что ваш гиперактивный малыш увлёкся, например, постройкой из конструктора, дайте возможность продолжить это занятие подольше. Даже если вы сварили суп и собрались накормить ребёнка, отложите это ради того, чтоб гиперактивный ребёнок получил необходимый опыт направления своей активности к определённой цели.
Игра позволит ребёнку познакомиться с правилами поведения в новой или «проблемной» ситуации. Так с помощью игрушки разыгрывается предстоящее событие. Например: «Наша кукла Маша пойдёт в детский сад. Иди, Маша, сюда, поздоровайся. У тебя будет шкафчик для одежды (покажем его). Есть будешь за столом, с другими детками (сажаем за столик с другими куклами), спать в кроватке. У тебя будут друзья. Потом мама придёт за тобой». После такой же вариант разыгрывается с ребёнком: «Покажи, как ты поздороваешься в группе, как будешь есть, спать...» Сказка «Семеро козлят» и разыгрывание ситуации «кто-то звонит в дверь» поможет ребёнку освоить правила безопасного поведения.
Совместная выработка правил игры учит правилам поведения.Например, ребёнок «приносит» из детсада плохие слова. Предложите играть и договоритесь: «Кто скажет плохое слово, у того изо рта выскакивает жаба, кто хорошее - цветок. Посчитаем, у кого будет больше цветов, а у кого жаб».
Но малыш подрастает, его мышление развивается. Полезно научить его простым способам планирования действий. Вместе с родителями ребёнок готовится к уборке квартиры. «Что нам нужно для уборки? Настенька, приготовим фартук, тряпочки, веник, совок...» Ребёнок участвует в конкретном трудовом действии и выполняет его последовательно под руководством взрослого: например, готовит тесто, сам насыпает муку, наливает молоко, добавляет соль, размешивает и т.д.
Используя совместное рисование, также можно научить ребёнка действовать целеустремлённо, упорядоченно.Взяв лист и карандаши, обсуждайте с ребёнком и рисуйте последовательно ваши дела на текущий день: «Вот ты проснулась. А что теперь нарисуем? Да, ты завтракала. А что дальше? Нарисуем кубики. Что это значит? Будешь играть. А потом? Пойдём на улицу? Рисуй дорогу, деревья. А вот мы с тобой». Этим планом руководствуются в течение дня. Перед сном по картинкам можно вспомнить и обсудить весь день. Ребёнок постарше (5-6 лет) нарисует такой план для себя сам и с интересом будет с ним сверяться (ведь такая игра понравится больше, чем постоянные назидания взрослых «Ты должен...»).
Среди большого числа домашних дел у ребёнка могут и должны быть обязательные поручения.«Настенька кормит рыбок, приносит на стол ложки, чашки, хлеб...» Ребёнку будет приятно оказать помощь взрослым в делах, где именно он может справиться - у ребёнка формируется ощущение его независимости. «Напомни мне... У тебя глазки зоркие, вдень нитку... Ты ловкая, достань, пожалуйста...»
С развитием интеллекта подрастающего малыша взрослые учат ребёнка прогнозировать развитие событий и побуждают производить нравственную оценку действий. Это помогает ребёнку научиться ограничивать импульсивность своих реакций и руководствоваться общими нормами и ценностями. Обсуждайте, правильно ли поступил, например, герой сказки или реальный человек. «А как ещё можно поступить? Как ты думаешь, как бы поступила я? А ты?» В различных ситуациях общения взрослый может не реагировать немедленно, а предложить: «Попробуй-ка, угадай, что я сейчас думаю, что чувствую, что хочу сказать? Как ты думаешь, почему я тебе это говорю? Почему прошу поступить именно так, а не иначе, почему не советую тебе это делать?»
Обыгрывание последствий возможных реальных действий даёт ребёнку право на ошибку, которая в реальной жизни бывает для него опасна, а благодаря тренингу в игре ребёнок может тут же исправиться, повторить игру и выбрать лучший вариант для реального поведения. «Зайчик был один дома. Он увидел таблетки в коробочке и подумал, что это конфеты, и съел их. Что с ним было дальше? Он плакал, стонал, у него болел живот, ему было плохо. Зайчик, покажи, что надо делать, если видишь что-то похожее на конфеты? А теперь Настя скажет». Придумайте вместе, что было бы, если бы стул умел говорить; если бы дети были выше взрослых; если бы из крана в ванной потёк компот.
Представление реальных действий помогает ребёнку почувствовать себя уверенно в новой для него ситуации и поступать последовательно, организованно, что формирует и волю ребенка в семье. Например, ему предстоит впервые самостоятельно сходить в магазин (к бабушке, и т.д.). Ребёнок должен точно и связно описать последовательность своих действий и мыслей. «Я выйду из дома, поверну за угол, пойду в магазин, посмотрю, какой хлеб лежит на полках, потрогаю, выберу мягкий, посчитаю, сколько стоит, возьму из кошелька деньги, отдам их в кассу, потом пойду домой». В таком описании ребёнок использует много глаголов. Это способствует осознанию своей активности и целенаправленности.
Для формирования способности к волевой саморегуляции первоклассника, детям в возрасте 5-6 лет важно создать стимул для развития желания ходить в школу.Для этого можно организовать игру в школу, поручив ребёнку выполнение разных ролей: ученик, учитель, директор... Полезно сходить на экскурсию в школу, показать класс, рассказать о школьном режиме, о требованиях к поведению. Познакомьте ребенка с учителем младших классов. Игра в школу создаёт положительную мотивацию к обучению. Поначалу в игре роль учителя выполняет родитель, позже организовывается такая же игра со сверстниками. Если ребёнку хочется играть в эту игру одному, то в роли «учеников» могут быть игрушки.
Во время игры в школу предлагайте несколько небольших, но эмоционально насыщенных заданий с интересным или необычным содержанием, используйте красочные пособия, «задания на дом». При этом поощряйте успехи детей. Под воздействием эмоционального удовлетворения ребёнок будет стремиться к познавательной деятельности. Это могут быть самые разные игры: шашки, домино, детские карты, «ходилки» с фишками, «съедобное-несъедобное» с мячиком и много-много других. Игра продолжается, пока игроки следуют правилам. Убедитесь, что правила ясные и понятно сформулированы, что ребёнок понял их: попросите напоминать их вам перед игрой, научить друга. Если ребёнок может пересказать условия игры, он, скорее всего, сможет им следовать. Но порой нетерпеливые дети стремятся победить, во что бы то ни стало, торопятся сделать ход не в свою очередь. Поручите такому ребёнку наблюдать в игре за соблюдением правил всеми участниками и поправлять, если кто-то ошибся. Можно договориться о шутливых, но не обидных штрафах за отступление от правил. Роль «контролёра» побудит и самого ребёнка действовать справедливо. Не грех, если взрослые позволят детям испытать радость победы. Ведь если выигрывает только взрослый, ребёнок вряд ли захочет продолжать. Ситуация успеха укрепляет самооценку неуверенного ребёнка.
Старшим дошкольникам и школьникам, особенно гиперактивным ребятам, рекомендуется посещение спортивных секций. Там ребёнок учится самодисциплине, закаливается его воля в целом. Слишком чувствительным и склонным к самоанализу детям подойдут виды спорта, за которыми стоит определённая позитивная философия (например, восточные единоборства). У гиперактивных детей обнаруживается недостаточность волевых регуляторов поведения в связи с высокой импульсивностью и трудностями концентрации внимания. Чтобы гиперактивный ребёнок был успешней в учебной деятельности, важно позаботиться о развитии его внимания.
В целях воспитания воли ребенка в семье используйте игры, в которых необходимо концентрироваться, а также давайте задания со сменой ритма деятельности типа «Стоп - старт». Например, при выполнении каких-либо развивающих заданий (это может быть выполнение избирательной штриховки геометрических фигур или поиск в тексте и подчёркивание определённых букв, или заполнение прописи по образцу) попросите ребёнка по вашей команде «Стоп» приостанавливать исполнение на несколько секунд, а по команде «Дальше» - продолжать.
Необходима также адекватная организация выполнения домашних заданий гиперактивным школьником: делайте уроки совместно (присутствие взрослого дисциплинирует), просите ученика проговаривать вслух все расчёты примера, задачки, текст в языковом упражнении (это повысит концентрацию внимания). Такой способ выполнения уроков с гиперактивным ребёнком уместен в начальной школе, а при выраженности состояния и в средней.
Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Как правило, упрямство имеет избирательный характер — оно направлено главным образом к родителям. По отношению к другим детям упрямство проявляется редко. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов — хорошее средство воспитания воли.
Итак, воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он рисует, лепит, конструирует и, особенно, когда выполняет трудовые поручения взрослых. Коллективная ролевая игра и игра с правилами является настоящей школой воспитания воли дошкольника.
И конечно, хотите вырастить волевого и целеустремленного ребенка, забудьте фразы типа: "У Даши получается лучше", "Ты не сможешь сделать это, как Петя", "Ты никогда ничего не доводишь до конца". Каждая из этих фраз — негативная программа, которую вы предлагаете своему ребенку. А маленькие дети настолько верят своим родителям, что не подвергают сомнению сказанное ими даже тогда, когда это несправедливо.