|
|
Личностные особенности детей дошкольного возраста
- Подробности
-
Опубликовано 07.10.2013 02:03
-
Просмотров: 38626
Личностные особенности детей 3 – 4 лет
Эмоционально-коммуникативное развитие
|
Появляется чувство вины.
Появляется сопереживание.
Появляются переживания, связанные с воображаемыми событиями (оплакивает судьбу Колобка и т.д.).
Легко меняет партнеров по общению.
Возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками в процессе игры.
Конфликтует со взрослыми.
Появляется попытка сдерживать свои чувства.
|
Развитие игровой деятельности
|
Выполняет роль в игре, но не называет ее.
Сюжет представляет собой цепочку из двух действий.
|
Мотивационная сфера
|
Неосознанность и импульсивность мотивов, носящих характер эмоционально окрашенных, неосознаваемых желаний.
Неумение объяснить мотивы действий и поступков, отсутствие нравственных мотивов.
Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.
Сверстник малоинтересен, общаться трудно.
|
Нравственное развитие
|
Совпадение моральной оценки поступка с эмоциональной.
Освоение культурно-гигиенических навыков.
Не просто ориентируется на требования взрослых, но и стремится сам овладеть правилами.
Начинают формироваться понятия «хорошо», «плохо».
Ориентируется на требования взрослых, иногда может переносить эти требования в разные ситуации.
Выделяет несоответствия поведения другого ребенка требованиям взрослого.
Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста».
По указанию взрослого убирает игрушки, выполняет простейшие трудовые действия, доводит до конца не очень интересное дело.
Может по просьбе взрослого или сверстника помочь ему, пожалеть, поделиться игрушкой.
По просьбе взрослого может сдерживать агрессивные реакции.
|
Социокультурное развитие
|
Знает свое имя и фамилию, возраст, имя и отчество воспитателя.
Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослых.
Вежливо обращается к взрослым, благодарит после еды без напоминания.
Выполняет правила, связанные с соблюдением режима, правила обращения с игрушками.
Проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать.
Может пожалеть сверстника, помочь ему, поделиться игрушкой.
Отдает предпочтение занятиям, соответствующим своему полу.
Знает назначение некоторых общественно-бытовых учреждений (в больнице лечатся и т.д.).
Имеет представления о труде взрослых, некоторых трудовых действиях, праздниках.
|
Развитие самосознания
|
Отделяет себя от взрослого.
Не знает о себе и своих качествах.
Приписывает себе все положительные качества, одобряемые взрослыми, без осознания их значений.
|
Личностные особенности детей 4 - 5 лет
Эмоционально-коммуникативное развитие
|
Проявляет привязанность к сверстникам.
Развито чувство стыда.
Зарождаются мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Появляются мотивы самоутверждения (лидерство).
Мирный возраст и со взрослыми и с детьми.
Переживает радость, огорчение, возмущение при нарушении общественных требований.
|
Развитие игровой деятельности
|
Выполняет взаимосвязанные игровые действия в соответствии с ролью.
Игровые действия состоят из трех-четырех звеньев.
|
Мотивационная сфера
|
Появление нравственных мотивов.
Неустойчивость социальных мотивов.
Взрослый интересен как источник информации.
Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре.
|
Нравственное развитие
|
Возникновение нравственной аргументации.
Развитие сопереживания.
Формирование умения отделять эмоциональное отношение к герою от моральной оценки его поступка.
Зарождение морального сознания.
Осознанное понимание понятий «хорошо», «плохо».
Подчинение своих действий моральным правилам.
В поведении сверстников не совсем выделяет несоответствие правилам.
Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо».
Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга.
Без напоминания может выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца, однако может отвлекаться на более интересные дела.
Формируются представления об особенностях полового поведения.
|
Социокультурное развитие
|
Знает домашний адрес, имя родителей, как зовут других членов семьи, где они работают или учатся, может об этом рассказать.
Оценивает себя и других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам.
|
Развитие самосознания
|
Слушает мнения других людей.
Оценивает себя на основе оценок старших.
Оценивает других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам.
Стремится действовать соответственно своему полу.
|
Личностные особенности детей 5 – 6 лет
Эмоционально-коммуникативное развитие
|
Появляется чувство долга по отношению к взрослым, сверстникам, малышам.
Развиваются эстетические переживания: реакция на красоту природы, доступные произведения искусства, предметы быта, одежды и др.
Возникает избирательность общения (устойчивые избирательные отношения).
Возникает чувство юмора, понимание комического.
|
Развитие игровой деятельности
|
Распределяет роли до начала игры, придерживается своей роли на протяжении всей игры.
Воспроизводит в игре цепочку игровых действий, соответствующую реальной логике действий людей.
Согласовывает в игре свои действия с другими, оказывая им помощь.
|
Мотивационная сфера
|
Сильны мотивы общения с целью поддержания контакта.
Особую действенность приобретают нравственные мотивы.
Большая осознанность мотивов.
Способность объяснить, почему поступил так, а не иначе.
Познавательные мотивы неустойчивы и ситуативны.
|
Нравственное развитие
|
Понимание общественного смысла нравственных норм, осознание их необходимости для регулирования взаимоотношений между людьми.
Появление стремления сделать что-нибудь полезное для окружающих людей, принять участие в общем деле, помочь товарищу.
Зарождение чувства долга, ответственности за порученное дело.
Развитие чувства дружбы со сверстниками, любви и уважения к старшим.
Активизация моральных действий, совершаемых бескорыстно.
Может самостоятельно регулировать свое поведение на основе усвоенных норм, своих этических представлений.
Эмоционально переживает несоблюдение норм другими людьми.
Может без контроля, не отвлекаясь, выполнять трудовые обязанности, доводить до конца неинтересную работу.
Поведение становится более сдержанным.
Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает друзьям.
|
Социокультурное развитие
|
Знает фамилию родителей, других членов семьи, где и кем они работают, номер телефона, название группы детского сада, дорогу из дома в детский сад.
Проявляет заботу о близких людях, замечает заботу о себе.
Лучше оценивает других, чем себя.
Знает название своей страны, города, поселка.
|
Развитие самосознания
|
Оценка становится меркой норм поведения.
Оценивает поведение на основе принятых норм.
Оценивает других лучше, чем себя.
Начало осознания своих недостатков.
|
Личностные особенности детей 6 - 7 лет
Эмоционально-коммуникативное развитие
|
Умеет сдерживать импульсивные реакции.
Появляется потребность в положительных эмоциях со стороны других людей.
Ярко проявляется чувство долга.
Развивается групповая дифференциация (появляются лидеры, предпочитаемые, отверженные).
Вырабатываются механизмы соподчинения мотивов.
Появляется стремление к сотрудничеству.
Общение внеситуативно-личностное. Потребность в сопереживании и взаимопонимании взрослого. Мотивы – личностные, средства – речевые.
|
Развитие игровой деятельности
|
Четко исполняет роль в игре.
Следует в игре правилам, определенным в соответствии с реальной жизнью.
Способен выполнять роль ученика в ситуации обучения (игра в школу).
|
Мотивационная сфера
|
Нравственные мотивы становятся наиболее определяющими по своей побудительной силе, т.е. социальные требования превращаются в потребности самого ребенка.
Борьба и соподчинение мотивов.
Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Притязание на признание со стороны взрослых, стремление к самоутверждению, стремление вести себя по принятым в обществе правилам.
Складываются общественно значимые мотивы труда.
|
Нравственное развитие
|
Возникновение сознательной нравственности и опосредование поведения нравственными мотивами.
Сознательное выполнение правил, основанное на их понимании.
Формирование обобщенного представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.
Появление способности совершать моральные поступки, исходя из интересов другого человека, а не из собственных.
Возможна взаимопомощь, взаимоответственность.
Повышаются возможности саморегуляции поведения.
Самостоятельно без напоминания взрослого выполняет усвоенные нормы и правила, в том числе этические.
Однако только некоторые дети могут регулировать свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов, отстаивать усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми.
|
Социокультурное развитие
|
Осознает себя и отличительные особенности своего Я.
Сознательно выполняет правила, регулирует свое поведение в соответствии с ними.
Формируется отрицательное отношение к таким качествам, как лживость, жестокость, эгоизм, трусость.
Имеет представление о других странах и городах.
Знает и понимает назначение учреждений культурно-бытового обслуживания (почта, музей, театр, библиотека).
|
Развитие самосознания
|
Самосознание – центральное образование возраста.
Старается оценить себя более правильно.
Проявляется стремление к самоутверждению.
|
|
|
|
|
Сведения об образовательной организации |
|
|