Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей
- Подробности
-
Опубликовано 06.02.2013 11:31
-
Просмотров: 14254
Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Агрессия— это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Агрессия — это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку».
Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:
а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
б) повсеместная демонстрация сцен насилия;
в) нестабильная социально-экономическая обстановка;
г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активно
го торможения и т. д.);
д)социально-культурный статус семьи и т. п.
Характерологические особенности агрессивных детей
-
Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
-
Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
-
Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
-
Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
-
Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
-
В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
-
Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
-
Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
-
В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
-
Слабо развит контроль над своими эмоциями.
-
Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
-
Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
-
Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
-
Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
-
Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
-
Чувствуют себя отверженными.
-
Имеют высокий уровень личностной тревожности.
-
Имеют неадекватную самооценку, чаще низкую.
Причины агрессивности детей
Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой ребенка характера.
Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:
— внешняя привлекательность, аккуратность,
высокий уровень развития гигиенических навыков,
опрятность;
-
обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
-
организаторские способности;
-
широта кругозора;
-
позитивная оценка взрослого и т. д.
И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со стороны взрослого.
Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае, в первую очередь, необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее —
неудовлетворенная потребность в общении и любви.
Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не хотят учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.
Общая стратегия окружающих по отношению к ребенку
-
Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
-
Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
-
Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
-
Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
-
Обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.
Работа с родителями агрессивного ребенка:
1) информирование родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка;
2) обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия;
3) обучение родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией;
4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;
5) выработка единых требований и правил воспитания;
6) отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;
7) включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий