Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
21 | 11 | 2024
Школа
Детский сад
Полезные ссылки

 
 

Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей

Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей

Агрессивное поведение — одно из самых распро­страненных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффек­тивный способ достижения цели.

Агрессия— это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам су­ществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологи­ческий дискомфорт.

Агрессивность — это свойство личности, вы­ражающееся  в готовности к агрессии.

Агрессия — это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, ува­жении, принятии и нужности другому человеку».

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

а)  стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);

б)   повсеместная демонстрация сцен насилия;

в)   нестабильная социально-экономическая обстановка;

г)   индивидуальные особенности человека (сни­женная произвольность, низкий уровень активно­
го торможения и т. д.);

  д)социально-культурный статус семьи и т. п.

Характерологические особенности агрессивных детей

  1. Воспринимают большой круг ситуаций как угро­жающих, враждебных по отношению к ним.
  2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
  3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
  4. Не оценивают собственную агрессию как агрес­сивное поведение.
  5. Всегда винят окружающих в собственном дест­руктивном поведении.
  6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
  7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
  8. Имеют ограниченный набор реакций на проблем­ную ситуацию.
  9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
  10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.
  11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
  12. Боятся непредсказуемости в поведении роди­телей.
  13. Имеют неврологические недостатки: неустойчи­вое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
  14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной си­туации).
  15. Положительно относятся к агрессии, так как че­рез агрессию получают чувство собственной значимос­ти и силы.
  16. Чувствуют себя отверженными.
  17. Имеют высокий уровень личностной тревожности.
  18. Имеют неадекватную самооценку, чаще низкую.

Причины агрессивности детей


        Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессив­ного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ до­зволенного, типичные реакции на те или иные по­ступки и действия — вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применя­ют физические наказания или не препятствуют про­явлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут по­стоянной чертой ребенка характера.

Одной из причин появления агрессивных реак­ций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, осо­бенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом фак­торов:

—    внешняя привлекательность, аккуратность,
высокий уровень развития гигиенических навыков,
опрятность;

  • обладание красивыми и популярными игруш­ками, готовность ими делиться;
    • организаторские способности;
    • широта кругозора;
    • позитивная оценка взрослого и т. д.

       И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугуб­ляться такая ситуация может приклеиванием яр­лыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со сторо­ны взрослого.

      Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ре­бенок, скорее всего, неоднократно подвергался фи­зическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае, в первую очередь, необходимо пого­ворить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения.

   Иногда агрессивность является способом привле­чения внимания окружающих, причина ее —

не­удовлетворенная потребность в общении и любви.

   Агрессивность может выступать и формой про­теста против ограничения каких-нибудь естествен­ных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельнос­ти. Педагоги, которые не хотят учитывать естест­венную потребность ребенка в движении, не зна­ют, что дети-дошкольники не могут длительно за­ниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить актив­ность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скру­чиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвен­ную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

Общая стратегия окружающих по отношению к ребенку

  1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их прояв­лением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
  2. Показать ребенку неприемлемость агрессив­ного поведения, физической или вербальной агрес­сии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения, демон­страция его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
  3. Установить четкий запрет на агрессивное по­ведение, систематически напоминать о нем.
  4. Предоставить детям альтернативные спосо­бы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
  5. Обучать консультативным способам выраже­ния гнева как естественной присущей человеку эмоции.

 

Работа с родителями агрессивного ребенка:

1)   информирование  родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка;

2)   обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуля­ции психического равновесия;

3)   обучение  родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией;

4)   отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;

5)   выработка единых требований и правил воспитания;

6)   отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;

7)    включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий

 

Статистика
1755158
СегодняСегодня416
ВчераВчера671
На этой неделеНа этой неделе2584
В этом месяцеВ этом месяце12805
Все дниВсе дни1755158
Новое