Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Психологические особенности детей

Консультация для родителей

«Какой он, мой ребёнок?»

 Психические особенности ребёнка 2-3 лет

До пяти лет все основные психические процессы ребенка - внимание, память, мышление - носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собствен­ному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специ­ально что-то запомнить - обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.

Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции не­постоянны. Малыша легко отвлечь и переключить с одного эмо­ционального состояния на другое. Восстановлению эмоцио­нального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция - игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т. п. Такими иг­рами изобилует народная традиция пестования детей.

Маленький ребенок обучается только тому, что его заинте­ресовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от то­го, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испы­тывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

Для детей 2-3 лет характерны низкие пороги сенсорной чув­ствительности, у них еще недостаточно сформированы меха­низмы физиологической саморегуляции организма. Субъектив­ное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения.

Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспал­ся, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоит давление обуви, теснота пояса колгот или брюк, резинка слишком стянула волосы, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т. п. Взрослый должен быть уверен, что малыша в данный момент ничто не беспокоит.

Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необ­ходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание взрослого, иметь индивидуальный контакт с ним. Научить ребенка чему-нибудь может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.

Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрос­лому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый – и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.

Сверстник еще не представляет для такого малыша особого интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко ста­новятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю, дру­гой ребенок наступил мне на ногу, пролил компот на скатерть и т. п.

Малыш 2-3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между жи­вым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам.

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающе­го мира происходит в процессе реальных предметных манипу­ляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первоот­крывателей поддержать саму мотивацию исследования и позна­ния окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрос­лые виды творческой деятельности, как непредметное конст­руирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобрази­тельное искусство.

Опыт работы показал, что часть детей имеет и сохраняет при благоприятных условиях интерес и способность видеть красоту в простом сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный реальный предмет и может ли быть названа каким-то привычным словом. Такие дети не столько интересуются целью своей работы, сколько получают наслаж­дение от процесса творчества. Оценка результата в этом случае более свободна, поскольку не скована рамками первоначального плана создания предметного изображения.

В качестве резюме отметим самые важные, с точки зрения обучения и развития, психологические особенности детей 2 лет:

-им присуще наглядно-действенное мышление;

-их интел­лектуальное развитие зависит от того, насколько богата окру­жающая развивающая среда, то есть позволяет ли она разнооб­разно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;

-речь находится в стадии формирования;

-обучение эффективно только на фоне психоэмоционально- комфортного состояния;

-внимание, мышление, память непроизвольны.

Психические особенности ребёнка 3-4 лет

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулиру­ют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к само­стоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

По отношению к окружающим у ребенка формируется соб­ственная внутренняя позиция, которая характеризуется осозна­нием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Активность и неутомимость малышей в этом возрасте про­являются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность бо­лее полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4 годам начинает фор­мироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретно­го предмета, перенос ситуации в «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоз­дающее воображение, то есть ребенок способен лишь воссоз­дать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого.

Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста харак­терно смешение элементов из различных источников, реально­го и сказочного. Фантастические образы, возникающие у ма­лыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3—4 лет непроизвольная, характеризу­ется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно свя­зано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окра­шено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключает­ся с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. И все же эмо­ционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотноше­ний в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Психические особенности ребёнка 4-5 лет

Непроизвольность психических процессов сохраняется у де­тей и на пятом году жизни. Однако важнейшими новообразова­ниями являются два: в основном завершение процесса формиро­вания активной речи и выход сознания за пределы непосредст­венно воспринимаемой действительности.

Возраст 3 лет остался позади, дети стали более эмоциональ­но устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желатель­но организовывать формы взаимодействия детей, предполага­ющие сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оцен­ка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда ее никто, кроме самого ребен­ка, не слышит.

Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.

Средний возраст совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и к последующему. Самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка четырех-пяти лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.

В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей до­школьного возраста:

-мышление носит наглядно-образный характер;

-дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче вос­принимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.

Психические особенности детей 5-6 лет

Все больший интерес ребенка 5 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценка взрослого подверга­ется критическому анализу и сравнению со своей собственной оценкой. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.

К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно попол­няться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями со свер­стниками, что способствует появлению познавательной мотива­ции в общении, и его широкий кругозор позитивно влияет на успешность среди сверстников.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ре­бенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчине­ние мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Ребенок может решать простые геометрические задачи.

Ребенок может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, то есть ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр чело­веческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и от­ношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно отнести:

  • любопытство;

  • любознательность;

  • чувство юмора;

  • удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

- чувство прекрасного;

- чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

  • чувство гордости;

  • чувство стыда;

  • чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослых у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, то есть целенаправленное искажение исти­ны. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих си­лах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывая вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпре­тирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому спо­собствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

Психические особенности детей 6-7 лет

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах дея­тельности в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмо­циональность, самостоятельность в решении социальных и бы­товых задач.

При организации совместных игр использует договор, уме­ние учитывать интересы других, в некоторой степени умеет сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игро­вых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения происхо­дящим явлениям свидетельствуют о новом этапе развития по­знавательных способностей. Ребенок активно интересуется по­знавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их само­стоятельно.

Детям старшего дошкольного возраста свойственно преоб­ладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эго­центризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребенка дошкольного возраста достаточно адекватно, более характерно ее завышение, чем занижение. Необходимо более объективно оценивать результаты деятельности, чем поведение.

В 6-7 лет развивает наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

У старших дошкольников воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.