Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Родителям застенчивого ребенка

Уважаемые родители,

 Предлагаю Вашему вниманию информацию о застенчивости, её характеристиках, факторах  формирования, особенностях проявления застенчивости у детей, советы родителям застенчивого ребенка.

 

Если ребенок растет в страхе, он учится предчувствовать недоброе.

Если ребенок растет среди насмешек, он учится быть замкнутым.

Если ребенок растет с чувством стыда, он учится быть виноватым.

Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учится быть надежным.

Если ребенок растет  в  похвале, он учится быть признательным.

Если ребенок растет в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе.

Если ребенок живет в вере, он учится верить в себя и в окружающих.

Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место.

                                                                                                          Дороти Лоу Нотл

Окружающие ребенка в детстве люди влияют на его самооценку. Например, если в детстве его окружали люди, которые его любили, он, скорее всего, научился нравиться самому себе. Если нет, то он, скорее всего, недооценивает себя. Если ребенок может принять себя таким, какой он есть, значит, он уважает себя. Без самоуважения добиться успеха очень трудно. Человеку плохо, если он растет, не чувствуя себя любимым или не любя себя. Его самооценка может быть очень низкой, и он может чувствовать беспомощность,  бессилие и одиночество. Необходимо научить ребенка уважать себя, убедить его, что он является значимой и ценной личностью.

Застенчивость – это состояние психики, при котором человек испытывает физический и моральный дискомфорт  во время общения. Степень проявления стеснения может быть разной – от легкого стеснения до глубокой замкнутости.

Застенчивость – это постоянная черта характера. Ее не надо путать со стеснением, которое является временным явлением, характерным для совестливых людей. Стеснение и скованность исчезают через некоторое время в ходе общения. То же самое можно сказать и о смущении. Как кратковременное проявление оно может возникнуть у любого человека, например, из-за активного внимания к его персоне или излишней похвалы. Застенчивый же человек испытывает чувство страха и тревоги от любой незнакомой ситуации, поэтому пытается избегать всего нового и неизвестного. Однако в привычной обстановке такой человек ведет себя вполне адекватно.

Характеристики застенчивости:

-Замкнутость. Это боязнь общества, нежелание вступать в разговор. Когда межличностное общение доставляет человеку дискомфорт, он замыкается в себе, погружаясь в вымышленный мир.

-Критический самоанализ. Человек постоянно анализирует свои поступки, и этот анализ почти всегда носит критический характер. 

-Неловкость.  В процессе постоянного самоанализа и самокритики застенчивые люди не находят в себе достаточного количества положительных качеств. Это заставляет их ощущать неловкость и неуверенность в новой жизненной ситуации.

Застенчивость чаще всего – черта врожденная или приобретенная в детстве. И если наследственный характер гиперстеснения  - очень спорная теория, то влияние социальных факторов бесспорно. На сегодняшний день в психологии распространена  точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впоследствии закрепляется.

Происхождение застенчивости, как и большинства других внутренних психологических проблем человека, уходит своими корнями в детство. Застенчивость у ребенка заметна уже с раннего возраста. Если в 2 – 3 года  малыш начинает проявлять неконтролируемые порывы стеснения и смущения, постоянно избегая людей, то это явный признак застенчивости. Очень важно вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие.Что же формирует именно детскую застенчивость?

Наследственный фактор.

            Одни ученые уверены в наследственном характере застенчивости, другие не находят доказательств.            Застенчивость ребенка может стать защитной реакцией на врожденные физические недостатки.  Степень застенчивости зависит от  очередности рождения детей в семье: второй и третий ребенок будут менее застенчивыми, чем первый.

            Социальный фактор.

            Правильное воспитание способно изменить негативные проявления физиологии. Социализация ребенка начинается при рождении. Познание мира происходит благодаря матери и лишь потом – остальным членам семьи. Следующая ступень социализации – детский сад с главной ролью воспитателя. Позже социализация продолжается в школе. Если до школы родители и педагоги не помогли ребенку справится с застенчивостью, то она переходит в более тяжелую степень.

Как мы уже упомянули выше, главная роль в социализации ребенка принадлежит матери. Доброта, гуманизм, сострадание, уверенность в себе – это малая часть того, что может привить ребенку мама. Но очень часто современные мамы серьезно заняты своей карьерой, устройством личной жизни, и  ребенок отходит на второй план. Тогда в его сознании начинает формироваться чувство отчужденности, ненужности. Бабушка или няня не в состоянии дать ребенку ощущение постоянной теплоты, заботы, безусловной, безграничной любви. В результате у ребенка появляются первые симптомы застенчивости: молчаливость, замкнутость, пребывание в вымышленном мире, смущении перед взрослыми.

            Другой вариант причины застенчивости у ребенка – мать – экспериментатор. Такая мать готова испробовать на своем малыше любую инновацию из сферы педагогики, не заботясь о том, насколько она соответствует уровню развития ребенка, его возрасту, индивидуальным особенностям. В итоге, ребенок, не достигший ожидаемых результатов, становится объектом постоянных упреков. Критика со стороны самого близкого человека вызывает чувство неполноценности, а застенчивость становится защитным панцирем для малыша. Критика  и недовольство родителей – одни из главных причин  появления детской застенчивости.

            Еще одним фактором, способствующим появлению тревожности у ребенка, является повышенная тревожность матери. Застенчивость как и тревожность формируется на чувственном уровне. Нервозное состояние матери моментально передается ребенку. Семейные ссоры, проблемы со здоровьем, нервное напряжение матери способствуют нарушению  психического здоровья малыша. Особенно страшно, когда в возбужденном расстроенном состоянии мать пытается воздействовать на ребенка  с помощью крика и ругани. Такой ребенок со временем становится тихим и незаметным, не смеющим произнести лишнее слово. Кроме того, молчаливость и робость сопровождаются постоянным ощущением тревоги. В этом случае бороться с застенчивостью еще сложнее.

            Рассмотрим влияние отца на формирование застенчивости у ребенка. Отцовское воспитание кардинально отличается от материнского. Любовь отца – это не безусловная любовь мамы, отцовскую любовь нужно заслужить, отец любит не просто так, а «за что-то». К девочкам отцы более снисходительны, а вот к сыновьям их повышенная требовательность не всегда оправдана и справедлива. Постоянное напоминание об ожидаемых успехах, которые не всегда достижимы, способно развить у ребенка чувство неполноценности, заставляя его уходить  от контактов с окружающими. Для отцовского воспитания характерна авторитарность. Мнение отца не обсуждается. В такой семье стандартной формой общения родителей и детей являются запреты и наказания. Воспитание, основанное на страхе перед авторитетом старшего, - самая распространенная причина застенчивости. Кроме того, такое воспитание может привести к развитию у ребенка патологических отклонений психики, которые в будущем проявятся агрессией или насилием. Поэтому родителям необходимо  понимать, что очень важно дарить детям безусловную любовь, требуя лишь минимальной отдачи. Ребенок не должен доказывать свое превосходство и добиваться родительской любви.         

            Застенчивым ребенка может сделать и гиперопека близких. Излишнее внимание к внешности ребенка, зацикленность на его достижениях, непрерывная занятость ребенка  по желанию родителей может вызвать в ребенке желание избегать общения, стать незаметным или же развить у  ребенка сверх-критическое отношение к себе.

            Неуверенность в своих способностях, страх перед любыми действиями, заниженная самооценка формируются у ребенка и под влиянием критического отношения  к детским начинаниям, нетерпения взрослых, постоянное сомнение в возможностях ребенка, умаление его достоинств.

            В некоторых семьях застенчивость передается на генетическом уровне или воспитывается родителями. У застенчивых родителей почти всегда вырастают застенчивые дети, ведь застенчивые мама и папа вряд ли смогут воспитать раскрепощенного ребенка. Только влияние извне и серьезная работа со всеми членами семьи смогут помочь ребенку решить проблемы общения.

            Следующим фактором, способствующим формированию или дальнейшему развитию застенчивости, является неграмотное и невнимательное отношение педагогов к застенчивым детям. Профессиональный педагог должен уметь отличить застенчивость от простого временного стеснения. Раскрепостить маленького ребенка проще, чем школьника. С застенчивым ребенком необходимо работать индивидуально, подстраивать под него игры и занятия. Если педагог упустит из виду детскую застенчивость, и она перейдет во взрослую, то избавиться от нее бесследно во взрослом возрасте будет практически невозможно. В таком случае взрослому человеку потребуется помощь психотерапевта. Многие педагоги не считают нужным «бороться» с застенчивостью ребенка, потому что она «удобна» для непрофессиональных воспитателей и учителей. Застенчивые дети, как правило, менее активны, с ними никогда не возникнет конфликтных ситуаций. Застенчивый ребенок – интроверт. Его эмоции направлены внутрь, он никогда не покажет злости, не станет перечить взрослому. Застенчивый ребенок безоговорочно выполняет все команды педагогов-диктаторов.

 Все проявления застенчивости принято подразделять на:

1) внешние (поведенческие);

2) внутренние (психоэмоциональные);

3) физиологические.

Внешние (поведенческие) проявления застенчивости:

1) человек неохотно вступает в контакт с посторонними людьми;

2) избегает смотреть в глаза;

3) стесняется начать и поддержать беседу;

4) не задает вопросов, на заданные вопросы отвечает с видимой неохотой, тихим голосом.

5) не может свободно излагать свою точку зрения, ему трудно выразить и проявить себя как собеседника.

Внутренние (психоэмоциональные) проявления застенчивости:

Застенчивый человек очень раним, болезненно воспринимает критику со стороны и в то же время постоянно критикует себя. Человек постоянно сосредоточен на своих недостатках и ошибках, ему сопутствует страх быть непонятым и смешным. Застенчивые люди часто смущаются, чувствуют себя беспомощными, неловкими, несостоятельными. Застенчивый человек сконцентрирован на своих неприятных ощущениях и переживает их уже заранее, доставляя себе дополнительный дискомфорт. Часто эта настроенность на плохой результат приводит к тому, что человек отказывается от каких-то действий только по той причине, что они могут привести к неприятным последствиям. Застенчивые люди не умеют преподнести себя из-за скудности опыта общения, не умеют отстаивать свою точку зрения.

Физиологические проявления застенчивости:

 учащенный пульс и сердцебиение, потоотделение, покраснение кожных покровов. У некоторых людей могут появляться ощущения пустоты или холодка в животе. Подобные симптомы, возникающие при эмоциональном напряжении, знакомы всем людям, все, так или иначе,  иногда переживают их, но зацикленность застенчивых людей на своих негативных ощущениях многократно усиливает их.

Застенчивый ребенок– это такой ребенок, который с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой стороны, не решается проявлять себя и свои потребности, что приводит к нарушению взаимодействия.      

Застенчивость можно наблюдать как в поведении совсем маленьких детей, так и у старших дошкольников. В компании малознакомых или незнакомых людей малыш прячется за мамой, отказывается участвовать в общении, держится в стороне от детских игр, хотя игра явно его интересует, наблюдает за играющими, но не решается присоединиться. Часто на приглашение включиться в игру ребенок отвечает отказом из-за страха сделать что-то неправильно. Общение с небольшим количеством давно знакомых людей, как правило, ничем не отличается от обычного детского общения, т. е. основные проявления застенчивости возникают при общении с незнакомыми детьми или с большой группой детей.

У застенчивых детей часто отмечается не очень устойчивая нервная система, они легко возбуждаются, с осторожностью и опаской относятся к любым нововведениям, быстро утомляются, иногда бывают плаксивыми. Такие дети требуют строгого соблюдения режима кормления и сна, новые впечатления и эмоции следует тщательно дозировать, наблюдая за состоянием малыша. При первых признаках утомления стоит успокоить малыша, уложить его спать, по возможности переместить его в привычную знакомую обстановку.

Если к застенчивому ребенку обращается доброжелательно настроенный взрослый человек, ребенок смущенно улыбается, ерзает на стуле, втягивает голову в плечи, посматривает искоса – избегает прямого взгляда. Если следует просьба выполнить какие-либо действия, робко отказывается или выполняет, иногда не с первой попытки; если взрослый задает вопрос – ребенок отвечает неуверенно, тихим голосом, шепотом или не отвечает совсем. Если взрослый настроен решительно, ведет себя резко и нетерпеливо, ребенок теряется, иногда даже пугается, просьбу выполняет торопливо или отказывается выполнять, часто путается и ошибается, на вопросы отвечает нерешительно или не отвечает совсем, отворачивается, избегает смотреть в глаза.

Физическая активность таких детей низка, чего не скажешь об их мыслительной деятельности. Их внутренний мир богат и насыщен. А чем впечатлительнее застенчивый ребенок, тем сложнее ему выразить свои эмоции. Полученная информация не находит словесного выражения,  и это негативно сказывается на самочувствии ребенка: он ощущает дискомфорт и нервное перевозбуждение. Очень часто такое нервное возбуждение проявляется  в скрытых неврозах и плохом настроении малыша. Радость и смех доступны робким детям, но в минимальном проявлении. Чаще всего они раскрепощаются наедине с близкими родственниками. А в обществе других людей застенчивые дети максимально скованны и зажаты. Необходимо научить таких деток справляться со своей проблемой, иначе при запущенном варианте у застенчивых детей развивается боязнь общества.

           Для всех застенчивых детей характерно острое переживание оценки взрослого, часто парализующее как практическую деятельность ребенка, так и общение. Удача вдохновляет и успокаивает их, но малейшее замечание тормозит деятельность и вызывает  новый всплеск робости и смущения. В случаях  затруднения он робко смотрит взрослому в глаза, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, смущенно улыбается, ежится и тихо произносит: «Не получается». Ребенок одновременно не уверен и в правильности своих действий, и в положительной оценке взрослого.

Застенчивый ребенок с одной стороны хочет привлечь к себе внимание, а с другой – очень боится оказаться в центре внимания. Отношение к оценке у застенчивых детей имеет свою возрастную специфику. В то время, как маленькие дети остро и аффективно реагируют на отрицательную оценку, а в ответ на положительную выражают  удовольствие, с возрастом формируется парадоксальное отношение к похвале взрослого: его одобрение начинает вызывать амбивалентное чувство радости и смущения. Ребенок знает, что он сделал правильно, но радость от успеха смешивается у него со смущением и внутренним дискомфортом. На вопрос взрослого: «Как ты сделал?» - ребенок отвечает лаконично, с оговорками («Хорошо…но не так уж хорошо»). Незастенчивые дети сообщают гордо и радостно: «Все сделал, ни одной ошибочки!»  Застенчивый ребенок как бы заранее готовит себя к неудаче. Именно поэтому в его речи часто звучат слова: «У меня не получится». Ожидание ребенка, что его оценят хуже, чем он сам, сковывает малыша, и он боится признаться не только в неудачи, но и в успехе.

Отношение к себе  у застенчивых детей характеризуется высокой степенью фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия и на оценке себя. Повышенная тревога о своем «Я» часто заслоняет содержание совместной деятельности и общения. Мотивы признания и уважения всегда выступают для него в качестве  главных, заслоняя и познавательные, и деловые. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен для ребенка, его тревога исчезает, а в общении с посторонними она опять выступает на первый план, происходит «уход в себя», а иногда появляется «маска равнодушия». Но в ситуациях, когда ребенок перестает ждать оценки окружающих, он становится таким же открытым и общительным, как его незастенчивые ровесники.

Помимо этого существует ряд других ситуаций, в которых можно выявить застенчивых детей. Так  большое смущение  у этой группы детей  вызывает исполнение в игре главных ролей.  Такие ребята либо отказываются от этой роли, либо шепотом произносят что-то себе под нос. В процессе бесед на личностные темы, когда застенчивый ребенок сталкивается с необходимостью проявить свои желания, чувства, он начинает вести себя особенно сдержанно, испытывает напряжение и скованность.

Советы  родителям  застенчивого ребенка

1. Необходимо формировать у ребенка положительную самооценку.Ребенок воспринимает окружающий мир через призму своих ощущений. Положительные чувства сформируют позитивное отношение к миру и самому себе, а отрицательное отношение порождается негативными эмоциями и  неуверенностью в своих силах. Отношение к себе в детском возрасте тесно связано с самооценкой. Родителям нужно сформировать у ребенка положительное отношение к себе, уверенность в том, что он любим и необходим. Никто из взрослых не должен прямо указывать на недостатки или неудачи ребенка. Лучше всего противопоставлять неудачи успехам ребенка. Для повышения самооценки некогда нельзя сравнивать детей, даже родных братьев и сестер, потому что каждый ребенок индивидуален. Отлично повышает самооценку малыша признание взрослым его достоинств и поступков. Хвалить застенчивого ребенка просто необходимо. Но для этого необходимо давать только посильные задания.

2. Следует научить ребенка саморегуляции.

Саморегуляция – это способность  выражать своим эмоции и управлять ими. При нормальном развитии эта способность формируется к 10 – 12 годам. Ребенок спокойно реагирует на неудачи и готов обсуждать свои отрицательные черты. Хорошую помощь в развитии саморегуляции оказывают игры с водой и песком, психогимнастика, арт-терапия, релаксация, дыхательные упражнения, театрализованные, ролевые и подвижные игры. Ребенка надо научить пользоваться всеми этими методами, и, возможно, в нужный момент он сам сможет использовать то или иное занятие для того, чтобы  привести свое состояние в норму.

3. Обеспечить снижение уровня тревожности в семье и установить доверительные отношения с малышом.Близким людям необходимо снижать степень тревожности застенчивого ребенка, которая у него очень высока. Для этого родителям и другим родственникам нужно исключить из повседневного общения крики и нервозность. Доверительные отношения с родителями сформируют у застенчивого ребенка доверенность к близким, что станет первым шагом к раскрепощению. Говорить о том,  о чем хочет ребенок, а не взрослый – это одно из главных условий родительского воспитания. Во время беседы родителям и детям важно пережить одинаковые эмоции, так у ребенка будет формироваться эмпативное восприятие  действительности. Возможность сопереживать откроет застенчивому малышу то, что на свете много действительно несчастных страдающих людей, а его проблемы часто надуманные и не такие уж «страшные». В результате ребенок начнет воспринимать себя более позитивно.  Развить чувство эмпатии в ребенке могут только родители, а педагогам под силу  продолжать развивать то, что заложили в семье.

4. Навести порядок в поведении взрослого.Ребенку сложно понять, почему взрослый кричит из-за неправильно одетых колгот или злится из-за рисунка на стене. Родительская помощь состоит в следующем. Во-первых, требования взрослых должны быть постоянны и обоснованны. Если правило касается ребенка, то его должны соблюдать и все члены семьи. Во-вторых, поставленная перед ребенком задача должна быть конкретной и понятной, чтобы не вызвать у малыша растерянность и заторможенность. В-третьих, настойчивые и назидательные требования и указания необходимо заменить дружеской формой общения. Ребенок пусть станет партнером, а не подчиненным.  Доверительное общение никогда не приведет к формированию застенчивости и неполноценности.

5. Обеспечить ребенку возможность реализовывать естественную потребность в движении.Здоровый малыш не может не двигаться. Движения вызывают повышенную вентиляцию легких. Кислород активно поступает в головной мозг, активизируя его работу. Застенчивые дети менее подвижны, скованы в движениях, поэтому у них часто возникает психическое переутомление. Чтобы этого избежать, ребенку  необходимо давать свободу движения, позволять самостоятельно выбирать место игр, занятий, обучения.  Многие родители ведут малоподвижный образ жизни, поэтому активность своего ребенка воспринимают как непослушание. Застенчивость у ребенка может возникнуть из-за того, что его постоянно одергивают: «Не бегай! Не шуми!»

6. Научить ребенка, как  устоять перед неудачей.    Чтобы научить малыша с достоинством воспринимать трудности, ошибки и неудачи, не зацикливаться на них, а с уверенностью двигаться дальше, нужно, чтобы сам взрослый умел это делать и был для ребенка примером. Поэтому следующие советы пригодятся родителям и близким взрослым застенчивого ребенка, от поведения которых зависит, разовьется ли в характере ребенка такая черта, как застенчивость. Данные рекомендации по тому, как устоять перед неудачей подойдут и старшим дошкольникам.

Первое: не погрязать в неудаче; не стонать; не составлять «длинный список неудач» и не думать о них постоянно.

Второе: нельзя представлять себя единственным несчастным человеком на свете, ведь у каждого были неудачи, и у всех они будут. Надо верить, что каждую неудачу можно исправить и даже обратить в успех.

Третье: нельзя, чтобы неудача казалась ребенку «позором». В неудаче человек может ощущать себя, как будто он упал с горы… Но нужно поскорее подняться и двигаться дальше.

Четвертое: неудача – лучшая школа успеха. Ее можно рассматривать, как необходимую тренировку, закаливание. Неудачу нужно рассматривать с помощью воли, с помощью разума и осмысления. Тогда буден виден путь к успеху. Например, надо сказать себе твердо и уверенно: «Задача была поставлена правильно, но она осталась невыполненной; ее надо достичь. Сейчас я снова займусь решением этой задачи. Подумаю: как мне лучше сделать это?» Надо продумать все: «Чего мне не хватило для достижения цели? Что я делал неправильно? Возможно, я  был неосторожен (поспешен,  нерешителен, невнимателен и т.д.). Надо научиться задавать такие вопросы и отвечать на них, словно спрашиваешь не себя, а своего доброго друга, которого постигла неудача, и которому нужно помочь словом и делом. Так умолкнут собственные обиды, и разум поможет решить проблему.

Удачи вам, уважаемые  родители, в преодолении застенчивости у ваших детей!