«Развитие самостоятельности у детей»
Групповая консультация для родителей. 11.12.2013г. «День открытых дверей»
Цель: помочь родителям стать ближе детям, понять друг друга.
Совместная работа с родителями
Для начала просим ответить на данные вопросы, если Вы подчеркнете в предложенном списке хоть одну из перечисленных проблем, то эта тема консультации для вас.
- Ребёнок делает домашнее задание только под контролем родителей.
– Когда делает домашнее задание самостоятельно, то это может длиться часами.
– Ничего не хочет делать по дому. Устраивает беспорядок и отказывается убирать за собой.
– После школы не идёт домой сразу, а бродит неизвестно где.
– Не следит за своими вещами, бросает их, где попало.
Вы можете отметить те проблемы, которые близки вам. Теперь попытайтесь вспомнить, что вы уже пытались делать, чтобы как – то исправить поведение вашего ребенка. Найдите себе пару, человека, который сталкивается с этими проблемами. Обсудите, что вы уже пытались делать, что приносит (+) результат, а что (-). Запишите это на своих листочках.
Итак, заявленная тема «самостоятельность».
Составление синквейна:
1. Самостоятельность.
2. Организованный, умелый.
3. Знает, умеет, управляет.
4. Удовлетворение, от сделанного самим.
5. Независимость
Самостоятельность и ответственность – два понятия, неразрывно связанные между собой. Многие из нас хотят принимать самостоятельные, независимые решения. Но очень немногие понимают, что тот, кто принимает самостоятельное решение или делает самостоятельный поступок, несет за это полную ответственность.
Все мы хотим видеть своих детей самостоятельными и успешными, а потому изо всех сил пытаемся воспитать в них эту черту. А ведь для того, чтобы сделать ребенка самостоятельным нужно только одно – не лишать их этой самой самостоятельности.
Ответ на активное подавление взрослым инициатив в ребенкавозникает инфантилизм.Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его глупым затеям. Итог один - отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности.
Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Против чрезмерной родительской власти и опеки начинается борьба за самоутверждение (плохое поведение).
Смысл такого поведения для ребенка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность.
Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.
Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?
Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия.
У ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий, если помогать ребенку регулярно и в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности.
Представьте себе, что ваш ребенок вдруг все начал делать самостоятельно: делать уроки, убирать за собой. Представили? А теперь представьте, что будете говорить своему ребенку, как вы начнете выражать свою любовь, найдете ли вы себе место в этой изменившейся жизни?
Напишите, пожалуйста, что хорошего дает вам нынешнее поведение ребенка?
Как придется мне изменить свое поведение, если измениться поведение моего ребенка?
Понимание родительской ответственности.
Запишите те обязанности, которые вы считаете важными для себя в роли хорошего родителя.
А теперь просмотрите перечень обязанностей, которые мы привели ниже, и сравните с тем, что получилось у вас:
- Присматривать за тем, чтобы мой ребенок нормально развивался и вел себя вполне определенным образом.
- Смотреть за тем, чтобы мой ребенок рос честным, уважающим других, желающим и умеющим зарабатывать себе на жизнь.
- Наблюдать за тем, как он ведет себя на людях, ест, следит за собой.
- Руководить моим ребенком, а его обязанность следовать моим указанием.
- Заботиться о моем ребенке. В конце концов, он не виноват в том, что появился на свет.
- Если мой ребенок попадает в беду, моя обязанность вызволить его.
- Жертвовать всем для моего ребенка, потому что его потребности и благополучие более важны, нежели мои.
- Обеспечивать безопасность моего ребенка. Я должен быть начеку по отношению ко всем опасным ситуациям и защищать от них моего ребенка.
- Оберегать моего ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.
Если хоть несколько высказываний вызвали у вас согласие, то вы, скорее всего, стремитесь применять их по отношению к вашему ребенку в семье.
В чем же ошибочны приведенные выше идеи? Они основаны на ряде предположений, унижающих достоинство вашего ребенка и вас самих и, следовательно, оказывающих на вас обоих пагубное воздействие. Каждый из вас определяется через другого и не является индивидом, обладающим самоуважением и самодостаточностью.
За долгие годы совместного существования родители настолько привыкают к своему ребенку, что перестают замечать в нем Человека. Они видят лишь набор качеств, о которых говорят учителя, соседи, знакомые. Вспомните, какие фразы вы говорите своему ребенку, приходя с работы? Как он отвечает на ваши слова?
Иногда родители так привыкают к определенному поведению своего ребенка, что просто не замечают его.
Многие родители проявляют свое отношение к ребенку, исходя из отношения к ребенку, исходя из отношения к нему окружающих. Они удовлетворены своим ребенком до той степени, до которой он соответствует стандартам общества, вместо того, чтобы чувствовать удовлетворение при проявлении ребенком уникальной способности принимать самостоятельные решения.
Как научиться видеть своего ребенка.
Положение 1. замечайте любые проявления своей привычки принимать решения за ребенка и начните освобождаться, избавляться от нее.
Положение 2. научитесь получать удовольствие от принятия решений вашим ребенком.
Положение 3. измените некоторые ваши мысли и убеждения относительно вашего ребенка, т.е. постарайтесь избегать суждений о своем ребенке, принятых от других людей.
Как научиться не принимать решений за своего ребенка.
Попробуйте определить, как много места в ваших мыслях занимают дела ребенка.
1. Теперь определите места, которые вы отводите своим собственным заботам, не зависящим от ребенка.
2. Попробуйте заменить тревожащие мысли о ребенке, мыслями о себе. Когда у вас это получиться, постарайтесь перенести это умение и на другие моменты взаимодействия со своим ребенком (решение ребенка идти в секцию).
3. Снимите с себя ответственность за принятие решения, которую так хочет навязать вам ребенок.
4. Пусть решает он, но тогда, и отвечать за результаты также придется ему.
5. Будьте тверды в своем решении!
6. Попытайтесь перенести этот принцип на все стороны вашего взаимодействия с ребенком.
7. Очень скоро вы увидите результаты.
Игра с родителями: «Необходимо и достаточно».
Рефлексия.
Заключительный синквейн «Обратная связь». Предлагается сочинить стих по алгоритму:
1 строчка –1 существительное;
2 строчка –2 прилагательных;
3 строчка-3 глагола;
4 строчка –2 подлежащих, 2 сказуемых;
5 строчка –существительное, наречие или междометие.
(если мало времени –написать 1 словом свои впечатления от консультации)
Приложение 1.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Воспитание самостоятельности
· Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, постепенно у него появится его личная обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом – выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни).
· Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать. Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны их возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам (кроме исключительных случаев, например, если он себя плохо чувствует). Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний, вы все равно все сделаете за него, и просто не будет реагировать на ваши слова. Если вы несколько раз говорите ему собрать и приготовить одежду на завтра, а он этого не сделает, пусть он хоть раз поволнуется утром сам. Даже если он опоздает в этот день в школу, это будет его ответственность, не ваша.
· Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение. То же касается и конфликтных ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы предложенных решений, старайтесь приходить к компромиссам.
· Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,– спокойным и доброжелательным тоном поинтересуйтесь его успехами.
· Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания – он должен сам научиться их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит вам, как они делали подобные задания в классе,– ведь вы учились так давно, что плохо помните школьные требования. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе в словаре – это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой – приучит сына или дочь пользоваться справочной литературой.
· Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания, и развитие у ребенка чувства времени. Это чувство можно развивать, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько времени необходимо, чтобы записать предложение, позавтракать и т. д.).
· Если ребенку важно посмотреть какую-либо передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе рассчитать время так, чтобы все успеть. Попробуйте предположить, сколько времени может занять выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только то задание, которое сделано полностью и аккуратно.
· Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т. д.), какие учебные предметы ему более интересны. Затем, учитывая эти особенности, вместе составьте план выполнения уроков на каждый день. Постепенно ребенок приучится рассчитывать время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата. Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где ему будет удобно и приятно заниматься. Ни в коем случае не позволяйте ему за уроки при включенном телевизоре, радио, компьютере, по возможности создайте на время подготовки домашних заданий спокойную и тихую обстановку.
· Собирать портфель с первого класса ребенок должен сам, ничего не забывать ему поможет список предметов, которые надо взять с собой в тот или иной день. Собирать портфель в 4-ом классе – это унижение для него, и для вас.
· Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения. Если вы говорите, что в выходные дни он наказан, и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание.
Приложение 2.
Формирование учебной самостоятельности.
Для формирования учебной самостоятельности очень важны следующие умения: во-первых, школьник должен отчетливо представлять последовательность и суть выполнения задания (что нужно сделать сначала, что потом, чем закончить, как записать), во-вторых, он должен уметь контролировать свои действия; в-третьих, он должен хотеть проявить при выполнении задания свое творчество, оригинальность.
Какие же рекомендации дают психологи: Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,- спокойным и доброжелательным поинтересуетесь его успехами.
Хвалите ребенка за любую инициативу, которая показывает его положительное отношение к учебным занятиям: за красиво оформленную тетрадь, привлечение дополнительной литературы, новый способ решения математической задачи и т.п. Старайтесь, чтобы ваша оценка была позитивной, но объективной. Дети хорошо чувствуют ее несправедливость, но вместе с тем быстро привыкают к тому, что их захваливают. Поэтому, похвалив за положительные моменты работы, вместе с ребенком проанализируйте причины неудач. Если вы будете делать это часто, то постепенно школьник научится сам себя контролировать и оценивать.
Развивайте силу воли ребенка. Научите проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать усилия для достижения цели.
Постарайтесь привлекать ребенка к запоминанию того, что задано на следующий урок, уже сейчас. Обращайтесь к ребенку перед выходом из школы: «А ты записал домашнее задание? Сколько было предметов? Ты помнишь, что задавали?» Читайте вслух то, что записали, просите запомнить заданное, подсчитайте, сколько уроков нужно будет сделать сегодня.
Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания- он должен сам научится их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит вам, как они делали подобные задания в классе,- ведь вы учились так давно, что плохо помните школьные требования.
Дома, начиная готовить уроки, не зачитывайте ребенку сразу же все заданное. Сначала попросите самостоятельно вспомнить, только потом подскажите то, что он забыл. Хвалите за старание. Ни в коем случае не делайте уроки за ребенка!!! Вы не помогаете ему этим, вы портите ему жизнь. Не настраивайтесь долго «делать уроки с ребенком». Обсудите задание. Попросите рассказать, как именно он собирается его выполнить. Попросите показать вам готовое. И... уйдите. Дайте ему время и место для самостоятельной работы. Пусть лучше потом нужно будет переделать, потратить немного больше времени, но ребенок уже будет шаг за шагом учиться самостоятельности оценивать свои силы и возможности.
ИТАК, в выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное отношение, терпение родителей, многократные повторения, поощрения, доверие - таковы несложные правила развития самостоятельности ребенка в домашних делах. Ребенок должен чувствовать, что все не «понарошку», что его работа действительно кому-то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя ее многократно, он сформирует устойчивый навык и будет хотеть ее выполнять.
Вспомните себя в детстве. Как хотелось самостоятельности, как хотелось взрослости. Помогите ребенку пройти через этот этап с пользой, вынести массу полезных навыков и умений, а не просто уверенность, что родители все за него решат и сделают. Каким вы хотите видеть его - полностью зависящим от вас и беспомощным, или же уверенным и независимым человеком? Эти жизненно необходимые качества характера закладываются с раннего детства.
В каждой семье ситуации складываются разные. Вы можете следовать каким-то рекомендациям, можете выбирать свои методы решения проблем. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребенку, вы не забывали и о его праве на собственный взгляд на вещи, о праве самому принимать решения и нести за это ответственность.