Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
ДОШКОЛЬНИК В КРУГУ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ.
Л.Л.Санина,
старший воспитатель.
Фольклор – это художественная педагогика, воспитание словом, музыкой, движением и ритмом. С рождения ребёнка,колыбельные песенки, потешки и пестушки, настраивают его на определенный музыкально-поэтический лад. Но сегодня, это не всегда можно наблюдать в семьях. Приходит ребенок с 3 лет в детский сад и не умеет слушать сказки, не реагирует на произведения фольклора. А самое главное, он зачастую и очень плохо разговаривает. Речевой аппарат ребенка не подготовлен к произношению звуков, так как в сегодня в семьях другие средства общения - интерактивные, выходят на первый план.
Раньше было по-другому. Самые обыкновенные «потягушеньки» сопровождались песенками-приговорками. «Ладушки», «Сорока-белобока» - это наилучший способ координации движений и развития мелкой моторики (детская аэробика). Скороговорки очень хороший способ развития речи в кругу семьи, т.е. народная логопедия, где всё основано на ритме и на поэтическом слове. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих свистящих, сонорных часто слышатся в песенках «Ладушки», «Чики, чики, чикалочки…», «Петушок-золотой гребешок» и т.п. Малые формы фольклора осваивались детьми в семьях ещё до прихода в детский сад.
Особенно много радости доставляют малышу игровые песенки со взрослыми.
Взрослые приучают вслушиваться в звуки речи, улавливать ритм. «Идёт коза-рогатая», «Кошкин дом» - это последующие ступенинародного художественного воспитания, первые уроки детского театра зверей, пантомимы. А в результате к 2-3 годам ребёнок был вполне подготовлен к восприятию произведений фольклора, к словотворчеству. Приходя в детский сад, он слушал и повторял за воспитателем уже знакомые ему песенки и потешки. Всё это вызывало у него радость и интерес. Малыш дома, вместе с мамой, сделал первые шаги в мир музыкально-поэтического творчества, получил представления о ритме и рифмах.
Поэзия колыбельных песен, потешек, скороговорок, закличек, считалок закладывала основы эстетического воспитания у детей, сказочная проза – основы нравственного поведения. Но в сказках любое нравоучение скрыто и ненавязчиво. Всё учтено в фольклоре народа – психология детей, особенности детского восприятия и логики. Основной приём нанизывания повторяющихся диалогов, сцен, эпизодов в сказках «Колобок», «Репка», «Теремок» способствует запоминанию текстов и создаёт иллюзию движения. У детей сохранялся и поддерживался в семьях интерес к русским народным сказкам.
Фольклор – это школа и патриотического воспитания уже с детских лет в семье. Ребёнок растет от колыбельных и до былин: от первых шагов по земле до осознания кровной связи с родиной в образах былинных богатырей, защитников земли русской «Ильи-Муромца», «Михайло-богатыря».
В жизнь детей в семье входят постепенно произведения классиков русской литературы, сказки зарубежных авторов. Дети всегда с удовольствием заучивают стихи и потом рассказывают их в детском саду.
В семьях, где есть книги и где их читают малышам перед сном и в свободное время, дети сами испытывают желание взять книгу в руки, полистать, рассмотреть картинки, а затем появляется желание прочитать самостоятельно. Многое зависит и от того, как сказки и рассказы будут прочитаны детям, насколько глубоким окажется проникновение родителя в текст, насколько выразительно донесёт он образы персонажей, придаст им моральную направленность, остроту ситуаций и своё отношение к событиям.
Надо помнить, что при первом прочтении детям их впечатления бывают неточные. При повторных прослушиваниях впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний возрастает, так как ребёнок всё более приникает в ход событий, яснее становятся для него и образы персонажей, их взаимоотношения и поступки.
Больше всего удаётся захватить воображение ребёнка, если взрослый рассказывает так, будто он сам был участником происходящего или наблюдал за событиями. Взрослый должен помнить, что ребёнок «живёт вместе с героем» и не стоит своими словами объяснять ребёнку мораль сказки или уточнять содержание прочитанного. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить и прочувствовать его. Постепенно расширяется круг детского чтения и возрастает интерес к книге как источнику знаний.
Родители должны помнить, что значение художественных произведений переоценить трудно в период первого познания мира и в период формирования личностных черт характера ребёнка. Всё это может быть заложено с ранних лет в семейном кругу, вместе с книгой в руках взрослого. Ребёнку не будет скучно без телевизора, если в семье ему привили желание читать. Найти ответ на любой вопрос он сможет и без сети Интернет, если родители научили общению с энциклопедией.
2015 г.