Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Информация для родителей будущих первоклассников
«Как подготовить ребенка к школьному обучению»
Родители, несомненно, хотят, чтобы в начале школьного обучения у ребенка все было благополучно: чтобы он привык к правилам школы, новому режиму дня, имел хорошее эмоциональное самочувствие, не потерял желания ходить каждый день в школу, не болел и хорошо усваивал учебную программу.
Первые 2-3 месяца после начала обучения являются сложными в любом случае: ребенок привыкает к новому образу жизни. Этот период называется адаптационным.
Насколько хорошо ребенок сумеет адаптироваться к учебному процессу, зависит от многих факторов. Главные из них:
То, что психологи называют психологической готовностью к школьному обучению;
Состояние здоровья и уровень физиологического развития ребенка.
Оба эти фактора являются комплексными.
Под психологической готовностью к школе понимается, прежде всего, существование у ребенка учебной мотивации, позволяющей адекватно воспринимать и старательно выполнять учебные задания.
Если ребенок проявляет познавательный интерес и хочет идти в школу, чтобы заниматься собственно учебной деятельностью, то с большой долей вероятности можно заключить, что он уже обладает учебной мотивацией.
При этом важно выяснить, действительно ли малыш хочет учиться, а не просто ходить в школу. Ходить в школу и учиться - две большие разницы. Как пишет детский психолог Л.А. Венгер "Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться".
Особенно актуальна данная проблема для шестилетних детей. У них чаще, чем у семилеток, затруднено формирование «чувства необходимости учения», они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе, у них преобладает игровая мотивация.
Следующим важным моментом является развитие произвольности. Младший школьник должен уметь преодолевать трудности; доводить начатое дело до конца; сознательно подчинять свои действия правилам; воспринимать требования учителя, внимательно его слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу и т.д.
Трудности адаптации к школьной жизни, к систематическому обучению могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью ребенка к взаимодействию с другими детьми.
Для успешного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.
На готовности ребенка идти в школу отражается и то, как вы с ним общаетесь. Часто ли вы говорите: «Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носиться не будет!» Или: «Опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе два по поведению, а с двоечниками никто не дружит». Если да, то избегайте таких фраз и создавайте у ребенка положительный образ школы. Все это необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях.
К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. Необходимы для школы и аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого читайте с вашим дошкольником книжки, а потом просите вкратце изложить содержание прочитанного. Это приучает ребенка анализировать смысл книги и делает его речь связной, закрепляя в словаре новые слова.
Речевое развитиедолжно позволять будущему первокласснику свободно выражать свои мысли, что возможно при наличии необходимого словарного запаса и способности грамотно строить фразы. Очень важной характеристикой является развитие фонематического слуха, поскольку неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно их пишет.
Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья и уровнем физиологического развития ребенка. Организм должен быть функционально готов (то есть развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды).
Обратите внимание, что среди параметров готовности к школе не выделены как самые важные умения читать, писать, считать. Обычно родители акцентируют внимание именно на этих умениях своего малыша, но они не являются решающими в процессе подготовки к первому классу. Оказывается, есть более важные, более глубокие характеристики психического развития ребенка, которые имеют решающее значение для успешного обучения.
Как достичь того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению?
Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника, подразумевающем, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми.
В арсенале игр должны быть и сюжетно-ролевые, и дидактические (обучающие) игры и игры по правилам.
Кроме того, ребенок рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозаики и собирает кубики (пазлы) по картинкам-образцам, занимается разнообразными конструкторами, пытается играть на игрушечных инструментах (бубне, дудке и т.д.). И, конечно, слушает рассказы и сказки, которые ему читают взрослые. Чтение должно стать неотъемлемой частью каждого дня ребенка.
Занимаясь с детьми, взрослые общаются с ними, что также очень важно для нормального развития малыша.
Вырастая в атмосфере доброты, любви, интереса ко всему окружающему, ребенок к шести годам, а порой и раньше сам стремится научиться читать и считать, и в этом ему на первых порах вполне могут помочь окружающие его близкие взрослые.
Простые рекомендации
Не будет лишним перед школой обратиться к специалистам, если у вашего ребенка есть хроническое заболевание. Если заболевания нет, то можно у педиатра получить рекомендации по оздоровлению ребенка, а также пройти курс витаминотерапии и курс по укреплению иммунной системы, чтобы стрессовая нагрузка, связанная с первым классом, была меньше.
Нужно понаблюдать за ребенком в первые месяцы его школьной жизни. Возможно, он стал агрессивным, вспыльчивым или плаксивым. Это повод задуматься о том, какие проблемы возникли у вашего первоклашки. Если это связано с адаптацией к новым условиям, то поможет психолог. Если же это касается того, что ребенок не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, тогда необходимо обратиться к неврологу. А если ваш ребенок соматически ослаблен, физически не переносит существующие нагрузки, устает или мучается головной болью, то стоит подумать о щадящем режиме обучения, например, на дому.
Незадолго до 1 сентября следуйте простым рекомендациям. Познакомьте ребенка с его учителем до начала занятий. Посетите его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору. Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Расскажите ребенку о расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед. Спросите ребенка о его чувствах и впечатлениях от первого дня в школе. Успокойте его волнение и скажите, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.
Таким образом, соблюдение режима, психологический настрой ребенка, забота о его здоровье и родительская любовь очень помогут вашему ребенку, когда он пойдет учиться в первый класс.