Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Консультация логопеда для родителей
«Роль артикуляционно-пальчиковой гимнастики в формировании правильного произношения»
Научить детей говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки (свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты) – его губы, язык и мягкое небо должны быть сильными и подвижными. А так как все речевые органы состоят из мышц, то их можно тренировать. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
При отработке звуков традиционно используют упражнения артикуляционной гимнастики, которая включает задания на тренировку подвижности и переключаемости органов речевого аппарата, отработку определенных положений губ и языка, необходимых для правильного произношения звуков. Значительно расширить спектр решаемых задач можно за счет сочетания традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук. Так на основе проведенных опытов и обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Артикуляционная гимнастика совместно с движениями кистей рук вполне оправдана, так как она играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.
Сочетание артикуляционных и пальчиковых упражнений позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга; совершенствовать все психические процессы (внимание, память), тесно связанные с речью; развивать точность, чистоту, плавность, переключаемость; развивать координацию движений рук, что облегчает усвоение навыков письма; активно включать детей в работу.
Выполнять эти упражнения можно и дома. Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.
Упражнение 1. «Толстяк»
- исходное положение – кисти рук ладонями вниз
-на счет «раз» щеки одновременно надуваются, пальцы обеих рук сжимаются в кулаки
-на счет «два» щеки одновременно сдуваются, возвратиться в и.п. (следить, чтобы щеки не втягивались)
Упражнение 2. «Худышка»
- исходное положение – руки опущены вниз.
- на счет «раз» щеки втягиваются в ротовую полость, ладони соединяются на уровне груди, как при хлопке, но без звука, не хлопая.
- на счет «два» возвратиться в исходное положение.
Упражнение 3. «Полощем рот»
- исходное положение – кисти рук ладонями вниз
- на счет «раз» надувается правая щека, пальцы правой руки сжимаются в кулак
- на счет «два» воздух перегоняется в левую щеку, пальцы правой руки распрямляются, а левой – сжимаются в кулак.
Упражнение 4. «Дудочка- заборчик»
- исходное положение – кисти рук ладонями вниз
- на счет «раз» губы вытягиваются вперед, все пальцы собраны в щепоть
- на счет «два» губы растягиваются в стороны, показывая зубы, пальцы врозь. (упражнение повторяется 3-4 раза)
Упражнение 5. «Качели»
- исходное положение – рот открыт, язык лежит у нижних резцов, кисти рук ладонями вниз
- на счет «раз» язык поднимается за верхние зубы
- на счет «два» язык опускается в и.п.
-синхронно выполняются движения ладонями вверх, вниз. (упражнение повторяется 5-6 раз)
Упражнение 6. «Иголочка»
- исходное положение – рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов, пальцы рук сжаты в кулак.
- на счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение на уздечке.
- на счет «два» - вернуться в и.п.
- когда язык высовывается, пальцы распрямляются, ладони параллельно полу (столу).
Упражнение 7. «Лопатка – иголочка»
- исходное положение – рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы видны, язык у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз параллельно полу.
- на счет «раз» широкий, ненапряженный язык кладется на нижнюю губу, как лопатка, и удерживается в спокойном положении. Две ладони соприкасаются (широкая лопатка).
- на счет «два» - высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение на уздечке. Ладони раздвигаются.
Упражнение 8. «Маятник»
- исходное положение – рот приоткрыт, язык лежит плоско, у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз параллельны столу, пальцы вместе.
- на счет «раз» коснуться кончиком языка левого угла губ.
- на счет «два» - правого угла губ.
-движения кистей рук синхронно с движениями языка(влево-вправо).
Упражнение 9. «Вкусное варенье»
- исходное положение – рот приоткрыт, язык у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз.
- на счет «раз» высунуть язык.
- на счет «два» облизать верхнюю губу по кругу.
- на счет «три» облизать нижнюю губу по кругу.
-на счет «четыре» язык убрать, рот закрыть.
- кистями рук выполняются вращательные движения, синхронные с движениями языка.
Рекомендации к проведению упражнений:
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Закрепление любого навыка требует кропотливой работы, систематического повторения, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно по два-три раза в день, с целью автоматизации движений. Важно избегать переутомления, так как это негативно отражается на качестве выполнения движений.