Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Все игровые упражнения можно разделить на шесть разделов в зависимости от того, на какую сферу человеческой личности воздействуют. Данные игры можно использовать родителям во взаимодействии с детьми.
1. Игры, воздействующие на физиологию ребёнка. Такие игры помогают снятию мышечных зажимов, развивают гибкость, пластичность тела, стимулируют самовыражение детей в эмоциональном движении. Игры, ориентированные на телесные ощущения, помогают ребёнку справляться с пассивностью, скованностью, замкнутостью. Не секрет, что расслабление тела и мышц помогает человеку обрести психологическое спокойствие, равновесие, расслабление. Пример игры "Двигайся, как медведь, страус, лягушка и т.д." Детям предлагается в движении изобразить какое-либо животное или сказочного персонажа.
2. Игры, развивающие вербальные и невербальные способы общения. Вербальное общение формируется с помощью сочинения рассказа о своём переживании сильных чувств: страха, гнева, грусти, а также в игре "Испорченный телефон". Обучение невербальному общению с помощью жестов, мимики, пантомимы осуществляется в играх "Говорим через стекло", "Рассказываем стихи жестами", "Показываем мимикой, чего хочешь".
3. Игры, знакомящие с человеческими эмоциями, обучающие умению выражать свои эмоции и правильно распознавать эмоциональное состояние товарища. В данном разделе используются игры "Дневник настроений", "Изобрази эмоцию пальцами", "Эмоции в картинках". Для игр применяются карточки с изображением различных эмоций схематическим рисунком, дети подбирают соответствующую пиктограмму к изображённой на рисунке эмоции. На пустых карточках дети могут изобразить своё лицо, радостное или грустное.
4. Игры, направляющие внимание на себя самого, свои чувства, состояние. В упражнении "Психологический автопортрет" дети отвечают на вопросы о себе: за что можно похвалить и за что можно поругать? В упражнении "Опиши себя" все ответы должны начинаться с имени отвечающего и описывать личные качества, увлечения, чувства, черты характера. Затем проводится совместное обсуждение каждого ответа. Если ребёнок затрудняется самостоятельно рассказать о себе, разрешаются подсказки других. Таким образом, происходит развитие способности ребёнка задумываться о себе, о том, каким он сам себя представляет.
5. Игры, формирующие осознанное отношение к своей семье в целом, каждому её члену в отдельности и к себе как значимому и полноправному члену семьи. Для этого применимы задания "Нарисуй свою семью и свой дом", рассматривание фотоальбомов с заданием прокомментировать каждую фотографию, беседа о любви к родителям. Такие занятия активизируют развитие чувства родства, теплоты, любви к членам семьи, а также дают понимание о том, что ребёнок сам является таким же родным, любимым и принимаемым человеком для своих домочадцев.
6. Игры, активизирующие развитие навыков взаимодействия с другими людьми. Такие игры развивают у детей внимательное отношение к индивидуальным особенностям своих товарищей или взрослым, формируют доброжелательное, дружеское отношение к ним, создают чувство единения, причастности к общему делу. Для этого применяется упражнение "Рисуем вместе", в котором группа работает над созданием одной большой картины, где каждый ребёнок отвечает за определённый участок. Дети учатся договариваться, уступать, делиться карандашами, фломастерами, обсуждать проект рисунка. Возможно применение театрализованного проигрывания различных ситуаций взаимодействия детей и их родителей. В таких ситуациях у детей развиваются нравственные вопросы, как лучше поступить в той или иной ситуации, задумываются над вопросом, какого человека называют добрым, честным, смелым, вежливым.